Миротворцы или безвизовый режим?
Те политические месседжи, которые повторили европейцы, безусловно, важны, однако они не новы
17-й саммит Украина-ЕС, который состоялся в Киеве 27 апреля, не принес нам ответов на наиболее животрепещущие вопросы: введение миротворцев в Донбасс и предоставление безвизового режима.
В целом, очевидно, что саммит оказался бессодержательным. Те политические месседжи, которые европейцы повторили, безусловно, важны, и мы очень благодарны, однако они не новы. Из этого можно делать вывод, что саммит следовало провести немного позже – например, в конце года, когда у украинской стороны было бы больше прогресса в проведении реформ, и, соответственно, больше возможностей апеллировать к решениям по безвизовому режиму.
Кто инициировал проведение саммита, не знаю, но если украинцы чувствовали, что нужно оттянуть его проведение, то стоило настаивать на своей позиции. Это говорит о непоследовательности украинской дипломатии.
Что касается безвизового режима, то это исключительно тактическая ошибка. Украинская власть в конце предыдущего и в начале текущего года начала давать безосновательные обещания о том, что безвизовый режим будет внедрен уже на саммите в Риге, и тем самым загнала себя в капкан. Для меня было понятно уже давно, что в Риге безвизовый режим нам не предоставят.
Но это вопрос не стратегический, а тактический - в нем украинская власть просто избрала неправильную тактику. Сегодня нам желательно перестать ожидать очередных уверений от ЕС, и выслушать их конкретные замечания по этому поводу. После этого следует задуматься над тем, как устранить возможные опасения Евросоюза и перейти от раздачи неосуществимых обещаний до реальных действий. В принципе при правильном подходе решение этого вопроса возможно даже в краткосрочной перспективе.
Что касается позиции Украины по миротворцам, то это говорит о неправильном подходе к теме войны и мира. Минские договоренности, очевидно, не могут урегулировать ситуацию в Донбассе, сколько бы власть не повторяла мантру о том, что они безальтернативные. Они не приводят к деэскалации и полному прекращению огня, то есть они не выполняют свою первоочередную функцию.
В этой ситуации украинская власть ищет способы каким-либо образом сделать их эффективными. Как один из возможных способов, придумана идея - отправить в зону боевых действий дополнительные миротворческие силы. Вместе с тем, эта инициатива Украины стала неожиданностью, судя по всему, не только для так называемой «Новороссии» и России, но и для наших друзей, которые должны нас поддержать в ООН и ЕС.
Можно говорить о неправильности концептуального подхода к этой теме и обработке инициативы – ее нужно было начинать с низов, на уровне ведомств, и только после этого поднимать на более высокий уровень обсуждений. То есть сначала обзавестись поддержкой хотя бы Соединенных Штатов и ЕС, и только после этого выносить подобную инициативу на обсуждение в ООН.
Но Украина этого не сделала. Это оказалось ее тактической и стратегической ошибкой.