Образовательная «ломка» Крыма
В этот понедельник крымские школьники и студенты на временно оккупированной территории Крымского полуострова пошли в свои школы и вузы.
В этот понедельник крымские школьники и студенты на временно оккупированной территории Крымского полуострова пошли в свои школы и вузы. Но попали они в совершенно другие учебные заведения, чем оставили их в мае-июне. Их встретили совершенно другие учителя, другие учебники, другие программы и другие школьные стандарты. Эта «ломка» коснулась огромного числа маленьких и больших крымчан.
Первого сентября новый учебный год в Крыму начали 570 общеобразовательных школ, 510 дошкольных заведений, которые также переведены на новые русифицированные программы, 148 учреждений дополнительного образования, 61 учреждение среднего профессионального образования типа техникум или колледж, 12 вузов. В первые классы пошли более 21 тысячи ребят, в девятые – более 15 тысяч, в одиннадцатый – 10 тысяч. Всего эти катастрофические изменения войдут в жизнь огромной массы крычман – от 700 до 800 тысяч учащихся и преподавателей.
Министр образования России Дмитрий Ливанов, его заместители, проводившие в Крыму массу встреч, совещаний и конференций с целью насаждения новых норм, а также «герои» «крымской весны» Владимир Константинов и Сергей Аксенов в ходе нынешней предвыборной агитационной компании утверждают, что эти стандарты выше и прогрессивней. На самом деле перевод крымского образования на российский закон привел к насильственной ломке уже устоявшейся более прогрессивной украинской системы образования и представляет собой шаг назад, в «совковое» прошлое.
Во-первых, все школы переведены с пятидневного на шестидневный график работы, а это большая нагрузка и на учеников и на учителей, во многих введено обучение в две смены. Во-вторых, возвращена устаревшая пятибалльная система оценивания знаний, а также возращена отныне обязательная школьная форма одежды. С 2015года в Крым также планируют вернуть Единый государственный экзамен по математике и сочинению, а пока решили обойтись одним сочинением. В-третьих, система образования до предела русифицирована – изучение иностранных и языков, а также государственных украинского и крымскотатарского, не говоря уже о языках национальных меньшинств, сведено к минимуму. В-четвертых, управление системой образования стало командным – министр Дмитрий Ливанов, как рассказывают очевидцы, на одном из совещаний прямо сказал: «привыкайте к тому, что распоряжения министра и органов власти не обсуждаются». В-пятых, школы Крыма становятся технологически и методически отсталыми – деньги, которые как бы выделила Россия, потрачены на переобучение учителей украинского языка на русский язык, на замену учебников, текущий ремонт зданий, но ни российский, ни крымский министры, ни «герои крымской весны» не говорят, что на компьютеризацию школ и подключение их к интернету не потрачено ни копейки, что процессы информатизации заморожены, а вопрос о повышении компьютерной грамотности школьников и студентов вообще снят с повестки дня. Компьютер и интернет, похоже, в новых реалиях зловредное явление и изобретение бесов! Поэтому ранее обязательный в начальной школе предмет «Ступенька к информатизации» вообще отменен, а информатика как таковая вводится в учебные планы только с 8 класса и очень поверхностно.
Кроме того, крымская школа стала национально и конфессионально нетолерантной. Такие предметы как «Культура добрососедства», «Основы православной культуры Крыма», «Основы исламской культуры Крыма» хоть и значатся предметами по выбору, но там, где отменили или свели к минимуму классы, изучающий крымскотатарский язык, там ученикам-мусульманам навязываются изучение православной культуры, а предложенные учебники и пособия содержат религиозные тексты и молитвы, обязательные для изучения, поэтому родители-мусульмане уже протестуют против насильственного обращения своих детей в российское православие. И наконец, система образования стала тоталитарно лживой – уже с первого урока маленьких крымчан будут учить, что захватывать чужие земли это правильно.
Одна из крымчанок, учителей истории по образованию, написала в Фейсбук: «Пока затягивается время с де-факто возвращением Крыма в состав Украины оккупанты выдали новые школьные учебники. Моему племяннику пришлось получить их. Особенно меня покоробил учебник истории. Это не учебник это пособие по дезинформации и извращенному искажению фактов. Аккурат переписанной с точности до наоборот. Нормальный ребенок, рожденный в украинском Крыму, такой бред не воспримет. И мой племянник не воспримет. Мы с ним договорились, раз уж оккупация и пока мы в ожидании перемен пролистай сей опус, пропуская фальшивую инфу сквозь пальцы, потому что ЭТИМ категорически нельзя засорять мозги. А для дальнейшего изучения предмета у него есть я. Благо в нормальной стране закончила тогда еще нормальный вуз ТНУ и одна из профессий учитель истории. Так что своему племяннику я не позволю сбить его с толку «великорусской» фальсификацией. Мой ребенок должен четко знать и понимать, что Крым никакого отношения не имеет ни к какой россии-московии, и что русские вообще не имеют права претендовать на землю коренного народа – крымских татар. И он уж точно будет знать дату и причины Второй Мировой войны».
Другой крымчанин замечает: «Благо есть интернет и нашим деткам мы найдем материал по истории Крыма». В то же время вся система образования стала российскоцентричной – в ущерб другим предметам введены такие новые предметы как обществоведение, построенное исключительно на российской концепции истории, а также история Российского государства, география России, в 1,5-2 раза увеличено количество часов для преподавания русского языка и литературы. В этом плане в системе образования Крыма появился парадокс – изучение украинского и крымскотатарского языков, которым статус государственных в «конституции» предоставлен, видимо, «по недоразумению», не является обязательным, более того – оно переведено в разряд внеурочной деятельности и эти «государственные» языки если и будут изучаться, то факультативно.
«Министр» образования, науки и молодежи» Крыма Наталья Гончарова утверждает, что российская реформа школы и особенно повышение зарплаты учителям, якобы, повысило «престижность профессии педагога». Возможно подобные благие намерения у «героев крымской весны» и были, но они забыли, что повышение зарплаты в два раза при повышении цен в 3-5 раз, а то и более, на самом деле есть снижением жизненного уровня. Что касается престижности, то крымские власти сегодня также стараются не вспоминать, что еще при правлении Василия Джарты и с его подачи в Крыму реализовалась специальная программа «Повышения престижности педагогического труда», которая по их же тогдашним заявлениям, дала серьезные результаты. Попытки «команды победителей» выдавать любую идею за российское качественное новшество, являются просто несерьезным пиаром. Так, например, недавно «советом министров» было громко заявлено, что «в Крыму заложен первый русский садик», хотя на самом деле его проектирование и начало строительства осуществлено еще в 2013 году и за деньги украинского бюджета.
-- Объединить и укрупнить
Что касается системы высшего образования, то она входит в новый учебный год также полностью искорёженной – вместо семи вполне самостоятельных и разноплановых вузов, а также плюс к ним вместо семи самостоятельных научных учреждений, создан непонятный и неуправляемый монстр в виде Таврического федерального университета из 14 структурных подразделений, что фактически ликвидировало такие вузы как медицинский и аграрный университеты, строительная академия, а также другие, ранее в Таврическому университету не имевшие никакого отношения.
Сегодня с подачи московского министерства изменилась суть самого крымского высшего образования – нет и речи о Болонской системе, его структура подстраивается под потребности российского профессионального рынка, взят уклон на изучение математики и русского языка, что поставит заслон перед желанием крымских выпускников продолжать образование заграницей или постигать мировые профессии. Для них отныне закрыто также и трудоустройство за пределами России, поскольку аннексией Крыма рождена проблема непризнания дипломов крымских вузов в мире и кроме материковой российской глубинки крымские выпускники пока нигде не пригодятся. Это лишает их самого смысла учиться вузах Крыма, достоинство политизированной до предела высшей школы снизилось до предела, а имидж и престижность знаний потеряли ценность.
-- Изначально «неправильная» гимназия
Главный удар в «ломке» крымской системы образования пришелся на украинские и крымскотатарские школы. Еще в разгар «крымской весны» была уволена директор Симферопольской украинской гимназии Наталья Руденко. Как по мановению волшебной палочки гимназия превратилась в русскоязычное учебное заведение, причем в горсовете и в министерстве утверждают, что так вдруг захотели родители учеников.
Школу уже возглавляет новый директор Валентина Лаврик. На днях она рапортовала «городскому голове» Симферополя Виктору Агеву, посетившему гимназию, что школа к новому году готова – на столах были разложены учебники по истории России, географии России, русскому языку и литературе. И хотя в школе будут заниматься более 1 тысячи крымчан, в каждой параллели сформировано всего по одному украинскому классу, в которых будут учиться всего 160 детей, а на крымскотатарском языке и того меньше, в эти классы зачислены всего 80 учеников. Все учителя гимназии, также как и 18 тысяч их коллег из других школ, прошли переобучение на российские программы, помочь в этом оказывало управление образования шефствующего над Симферополем Санкт-Петербурга.
Но «команда победителей» уже объявила о планах избавиться и от названия «Украинская школа-гимназия». Как сообщила на пресс-конференции перед началом учебного года начальник управления образования Симферопольского городского совета Татьяна Сухина, Украинская гимназия будет однозначно переименована. «Во-первых, она изначально была названа неправильно. Тогда все остальные школы, чьи были, не украинские на территории Украины? На сегодняшний день гимназия ведет разговор с советом школы о том, на какие предметы сделать акцент и какое название дать учреждению. Есть вариант, что это будет Симферопольская академическая гимназия», – утверждает Сухина. По ее словам, со следующего года все учебные учреждения полуострова будут переименованы в соответствии с российскими стандартами.
Перемены в отношении к изучению языков в крымских школах не логичны, их порой, трудно объяснить. Так, на пресс-конференции «министр» образования и науки Крыма Наталья Гончарова заявила, что ни один из трех языков, прописанных в «конституции» Крыма как государственный, «не будет изучаться в школах полуострова, как иностранный» (?). Она сказала, в частности, «украинский язык, который до перехода полуострова под российское законодательство имел статус государственного», будет, по ее словам, значиться в учебных планах, как «родной язык». Похоже, чточиновница запуталась «в трех языках» и даже не знает, что украинский государственный в Крыму с 1954 года.
Вместе с тем, заявила Гончарова, ни один из первых классов не будет сформирован, как класс, где обучение будет проходить на украинском языке. Причиной этому – стало отсутствие соответствующих заявлений от родителей, утверждает «министр», хотя кому как не ей не знать, что практически весь август в большинстве школ полуострова продолжались скандалы с отказами директоров принимать от родителей заявления на обучение их детей как на крымскотатарском так и на украинском языках. Например, в симферопольской школе на улице Жукова закрыли все до единого крымскотатарские классы с 1 по 11-й, конфликтные ситуации по вопросам языка обучения существуют в школах Красноперекопского, Джанкойского, Бахчисарайского, Белогорского, Судакского, и многих других районов. Более того, под вопрос попадают даже те классы в украинской гимназии, которые сформированы как украиноязычные. Дело в том, то согласно закону России «Об образовании» предусматривает, что обучение на третьей ступени, то есть в 10-11 классах, должно вестись только и полностью на русском языке.