G-7: Россия — только строка в обсуждении мировых проблем
С тех пор, когда в ноябре 1975 года по инициативе канцлера Германии Гельмута Шмидта и президента Франции Валери Жискар д’Эстена в местечке Рамбуйе под Парижем собрались главы государств шести ведущих промышленных держав мира, многое переменилось.
С тех пор, когда в ноябре 1975 года по инициативе канцлера Германии Гельмута Шмидта и президента Франции Валери Жискар д’Эстена в местечке Рамбуйе под Парижем собрались главы государств шести ведущих промышленных держав мира, многое переменилось. Если 40 лет назад первая встреча будущей «большой семёрки», а затем и «восьмёрки», более походила на частную вечеринку у камина — никаких журналистов, строгая конфиденциальность, полное отсутствие демонстраций протеста и столкновений с полицией, то теперь ежегодные мероприятия G-7, по мнению ряда немецких экспертов и наблюдателей, только тем отличаются от теле— и прочих развлекательных массовых шоу, что обходятся значительно дороже.
По затратам на проведение саммитов пальма первенства, если таковая бы присуждалась, досталась бы, скорее всего, России, которая принимала «восьмёрку» первый и последний раз в 2006 году в Санкт-Петербурге. Полная реставрация Константиновского дворца, усовершенствование взлетно-посадочной полосы аэропорта «Пулкова», ремонт и строительство дорог по маршруту следования высоких гостей, подновление фасадов зданий, покупка автотранспорта, аренда гостиниц под размещение сопровождающих и журналистов обошлись российскому бюджету по официальной версии в 10,7 миллиарда рублей, по другим оценкам — примерно в 40 миллиардов. Или по тогдашнему валютному курсу — 1,4 миллиарда долларов.
Нынешний саммит «семёрки» в баварском пятизвездочном замке-отеле Эльмау, который в качестве место проведения выбрала лично канцлер Ангела Меркель, обошелся немецким налогоплательщикам в 130 миллионов евро. И хотя эти затраты не идут ни в какое сравнение с более чем щедрым бюджетом, в свое время выделенным Россией, многие в Германии задаются вопросом: а стоит ли вообще таких денег двухдневное шоу с участием семи человек?
-- Протесты
Блок противников и критиков саммита под девизом «Стоп G-7 в Эльмау» собрал в своих рядах десятки партий, движений и организаций — от левых и экологов до антиглобалистов и радикальных борцов с капитализмом. Среди критиков оказался и влиятельный Союз баварских налогоплательщиков. Проведение G-7 в природоохранной зоне Альп, заявил президент Союза Рольф фон Хоэнгау, обусловило необходимость дорогостоящих дополнительных мер безопасности, полное закрытие целой долины, оборудование вертолетных площадок вблизи горных вершин. Мюнхенская конференция по безопасности проводится с не меньшими охранными мерами, отметил фон Хоэнгау, тем не менее, она укладывается в смету в 3 миллиона евро.
Немецкая полиция предприняла экстраординарные меры, чтобы лидеры «семёрки» могли общаться и обсуждать мировые проблемы в спокойной обстановке. Суд запретил демонстрантам приближаться к замку Эльмау на расстояние прямой видимости и слышимости, а палаточный лагерь было разрешено разбить только в ближайшем курортном городке Гармиш-Партенкирхине, который известен своими горнолыжными трассами и Русским институтом американской армии, где в годы «холодной войны» готовили кадры профессиональных разведчиков.
Более 17 тысяч полицейских обеспечивали безопасность саммита. Но вместо многих тысяч на заявленные марши протеста вышли несколько сотен человек, и обошлось без массовых стычек с правоохранителями.
-- Повестка
Канцлер Германии на правах хозяйки саммита «семерки» еще накануне сформировала повестку дня, в которую вошли: украино-российский конфликт, исламский терроризм, политическая и экономическая ситуация в Африке, ответственность мировой экономики за соблюдение социальных и трудовых стандартов, а также за расширение прав женщин на образование и профессиональную карьеру.
Кроме того, Меркель, как бы оправдывая полученную со времени предыдущего германского саммита 2007 года кличку «канцлер климата», включила в обсуждение вопросы по сокращению вредных выбросов в атмосфере и активизации борьбы с глобальным потеплением. А еще противодействия эпидемиям и, в частности, лихорадке Эбола, другим тропическим заболеваниям, разработка новых лекарственных средств и все более растущая невосприимчивость к антибиотикам, которая уже уносит ежегодно десятки тысяч жизней по всему миру.
-- Без России
В обсуждении этих тем, как еще накануне G-7 высказывались некоторые немецкие политики, вполне могла бы принять участие и Россия. Меркель призывали пригласить Путина. Однако позиция фрау канцлер осталась неизменной: все страны «семёрки» подтвердили приверженность общим ценностям, заявила она в интервью телеканалу ARD, а Россия аннексией Крыма поставила себя вне этих ценностей, поэтому в настоящее время существуют барьеры, которые пока являются непреодолимыми.
Под ценностями участники G-7 понимают не только уважение существующих границ и суверенитета соседних государств. Развитые промышленные державы мира объединяют приверженность принципам рыночной экономике и технологическому прогрессу, стремление к открытому правосудию, соблюдение свободы слова. По этим основным параметрам, как считает директор Центра по изучению европейской политики Даниель Грос, Россия явно выпадает из категории развитой страны. Со стороны «семёрки», по мнению Гроса, всегда присутствовала надежда на то, что включение Москвы в клуб избранных будет способствовать политической и экономической модернизации. Ради этого сознательно игнорировался тот факт, что российская экономика на 90% основывается на экспорте нефти, газа и других природных ресурсов.
Выданный в 90-ые годы аванс не привел к ожидаемым переменам, поэтому, заключает европейский эксперт, в России не появились политические структуры, мотивированные сближением с Западом. И эта точка зрения является, по сути, выражением общего мнения стран «семёрки».
-- Что с санкциями
Таким образом, дискуссии на тему сроков и условий возврата Москвы в элитарный клуб мировых держав далеко не ограничиваются персоналиями, как это сформулировал канадский премьер-министр, заявив накануне саммита, что не видит Россию при Владимире Путине в G-7. Главная причина — это по-прежнему преимущественно сырьевая экономика и растущее отставание от Запада по основным направлениям развития, которое наиболее наглядно продемонстрировал нынешний кризис, имеющий исключительно национальный характер. Поэтому вряд ли Кремль в обозримом будущем станет для G-7 равноправным партнером.
На итоговой пресс-конференции хозяйка саммита Ангела Меркель выразила свое удовлетворение тем, что по всем пунктам намеченной повестки состоялись плодотворные дискуссии. При этом особое внимание канцлер Германии уделила вопросам охраны окружающей среды, отметив, что все участники согласились с программой борьбы против потепления климата за счет сокращения вредных выбросов в атмосферу и развития альтернативных источников энергии.
Тема России, по словам канцлера Германии, звучала на саммите в основном в связи с украинским конфликтом. «По единому мнению вопрос отмены антироссийских санкций поставлен в зависимость от соблюдения Минских договоренностей, их нарушение повлечет за собой введение более жестких мер», — заявила Меркель.
Источник: Новая газета