Совесть в военное время
Существует доктрина «справедливой войны», которую уже давно пытались формулировать такие церковные авторитеты, как Августин и Фома Аквинский.
Существует доктрина "справедливой войны", которую уже давно пытались формулировать такие церковные авторитеты, как Августин и Фома Аквинский. В России, в силу различия конфессий, эта конфессия не так широко известна, как на Западе, но общая идея понятна. Излагать саму доктрину и ее позднейшие интерпретации здесь нет места, но есть примеры, очевидные для многих, хотя и не обязательно для всех. Победа над нацистами во Второй мировой была необходимостью – поражение обернулось бы катастрофой.
Беда в том, что с древнейших времен каждая из сторон любого конфликта считала свою войну справедливой, и нет оснований полагать, что в будущем что-либо радикально изменится. Еще хуже, что кажущаяся справедливой цель обычно оправдывает в наших глазах средства, достаточно вспомнить неглубоко продуманную строчку из популярной песни: "Мы за ценой не постоим". Один из ведущих современных специалистов по этой войне,британский историк Энтони Бивор, принципиально не закрывает глаза на ее ужасы, которые многие победители старались замести под ковер. В книге "Падение Берлина, 1945" он уделяет немало внимания массовым изнасилованиям немецких женщин солдатами Советской Армии, на которые Сталин, как известно, сознательно закрыл глаза и упоминание о которых в нынешнем контексте георгиевского победобесия, вполне возможно, приравнивается к государственной измене.
Увы, ужасами было отмечено наступление не только с восточной стороны, и не в том состоит миссия респектабельного историка, чтобы наводить тень только на одну из сторон плетня. Новая книга Бивора, "Арденны 1944" посвящена важнейшему нацистскому контрнаступлению на западном фронте. С целью сломить боевой дух союзников немцы намеренно игнорировали все принципы корректного ведения военных действий, в том числе прибегали к массовым расстрелам пленных. В ответ на это союзники, при явном попустительстве и даже поощрении со стороны собственного командования, отвечали тем же. В частности, при попытках контингентов противника вывесить белый флаг и сдаться они подзывали их поближе и расстреливали в упор из пулеметов.
Все это сегодня в прошлом, о котором, тем не менее, надлежит помнить во всех деталях и без прикрас, потому что других уроков для настоящего у нас нет. О настоящем повествует, в частности, только что опубликованный доклад международной правозащитной организации Amnesty International о массовом нарушении правовых норм и военных преступлениях на восточных территориях Украины. Речь идет о пытках и массовых убийствах. К числу наиболее вопиющих принадлежат обнаруженные групповые захоронения расстрелянных сепаратистами. Подобные расправы, не только над представителями гражданского населения, но и над взятыми в плен украинскими военнослужащими, однозначно являются военными преступлениями.
Но Amnesty обвиняет не только сепаратистов. Как показали опросы многочисленных жертв, подкрепленные дополнительными фактами и медицинскими освидетельствованиями, в пытках и бесчеловечном обращении, в первую очередь с гражданскими лицами, повинны обе стороны конфликта. Нередки случаи, когда поводом к такому обращению становятся всего лишь неугодные взгляды пострадавших. Amnesty призывает обе стороны к прекращению подобной практики и соблюдению международных норм.
Те, кто, подобно мне, имеет контакт в социальных сетях преимущественно с одной из сторон конфликта, знают, какую бурю возмущения вызывает в аудитории малейшее упоминание о неприглядном поведении "наших". Наши, как известно, воюют за правое дело, а потому по определению – в белых перчатках. Но большинство из нас – и это к счастью, что пока большинство, – никогда не имело непосредственного опыта войны и оккупации, где люди, как правило, не разделены на белых и черных, они просто пытаются выжить в бесчеловечных условиях, в которых ни георгиевскими, ни желто-голубыми ленточками не прокормишься. Наши мозги промыты патриотическими фильмами и легендами, где рыцарям без страха и упрека противостоят темные силы с окровавленными клыками. В жизни все проще и страшнее. И тех, кто пытается указать нам на это, мы, как правило, не любим, мы считаем, что у них есть скрытая повестка, в соответствии с которой они обеляют врага и очерняют нас. Именно поэтому международные правозащитные организации не очень среди нас популярны. Но если нас не устраивает та правда, которую говорят они, мы оставляем себя на милость идеологов, пропагандистских фильмов и легенд.
Будут ли войны в будущем? Если настоящее хоть в какой-то мере может послужить отправным пунктом, вывод неумолим: будут. А если так, то права комбатантов и, что еще страшнее, мирных жителей будут попираться и впредь. Но для каждого из нас это вовсе не значит, что мы должны смириться и воспринимать этот обычай как должное, прощая наших и вдвойне клеймя чужих. Лишая побежденного человеческого достоинства и облика, победитель с его частной правдой тем вернее теряет их сам.