Почему протест на Манежной не станет российским Майданом
Протест 15 января - напоминание о том, что Навальный не одинок, люди в России не оболванены, а процесс освобождения и вразумления идет
То, что 15 января москвичи выйдут на Манежную площадь – очевидно, потому что они выходили и во все предыдущие разы, когда общественное возмущение было сильным. Выйдут они и сейчас. Другое дело, что мы не в силах спрогнозировать реакцию власти: она может ожесточиться, а может, наоборот, отступить. Но в первую очередь этот протест необходим, поскольку он делается не для власти, а для Навального.
Протест на Манежной нужен для того, чтобы Навальный почувствовал, что он не один, он не забыт, его убеждения разделяются многими, и оболванивание народа не удается. Вот таковыми должны быть идеи этого протеста – дело вовсе не в прагматическом исходе.
История следует своим путем независимо от наших желаний, и этот путь все равно ведет к тому, чтобы Россия стала свободной. Это совершенно неизбежно. Другой вопрос – когда произойдет освобождение, но тут уж один Бог ведает. Наше дело - по мере сил этот момент приближать.
Но я не хочу, чтобы протест 15 января стал спусковым крючком для чего бы то ни было. Хотелось бы надеяться на мирный процесс. Пятнадцатый год, по всей видимости, станет годом парламентской борьбы и подготовки к выборам 2016 года, если, конечно, они не будут отменены из-за каких-нибудь внезапных новых обстоятельств или веяний. Кроме того, 2015 год – год консолидации оппозиции, и хотелось бы, чтобы все в России случилось мирным путем. Я совершенно не сторонник того, чтобы какие-нибудь спусковые крючки что-то здесь спускали.
Запланированный протест на Манежной - просто лишнее напоминание о том, что Навальный не одинок, люди не оболванены, а процесс освобождения и вразумления идет.
Не могу сказать, что верю только в парламентский путь. Я считаю, что все средства должны быть задействованы - все легальные и возможные средства. При этом очень не хотелось бы, чтобы российская ситуация разрешалась путем уличных волнений. Даже не потому, что этот процесс может оказаться кровавым и разрушительным, дело не только в этом.
Цивилизация учит нас избегать крайностей и очень многое из того, что происходит сегодня в Украине, продиктовано тем, что власть была взята революционным путем. Последствия выбора этого пути во многом прекрасны, но во многом и катастрофичны, и, если бы Майдан не взял власть силой, то и сегодняшняя Украина развивалась бы иначе. Я всегда говорил, что Майдан был неизбежен, но для страны было бы лучше обойтись без него.
Поэтому мне совершенно не хочется, чтобы на российской истории лежал какой-то отсвет насилия. Ведь зрелось нации проверяется не в уличных стояниях и готовности к драке, а именно в способности решать вопросы цивилизованным путем.
Конечно, если власть отказывается от цивилизованного пути – ничего не поделаешь, народу приходится прибегать к акциям наподобие Майдана. И все же я продолжаю надеяться, что во власти есть люди, готовые задуматься о России, а не только о личном самосохранении.