Выборы в Азербайджане: политика на фоне Курбан-Байрама
С интересом промониторил отзывы моих коллег – политологов и экспертов – по поводу прошедших президентских выборов в Азербайджане.
С интересом промониторил отзывы моих коллег – политологов и экспертов – по поводу прошедших президентских выборов в Азербайджане. Мнения, конечно, разные, но, в принципе, их можно разделить на два кейса: те, кто в ближайшее время не планирует посетить солнечный Азербайджан, высказываются достаточно критически; а те, кто предполагает в краткосрочный термин насладиться его волшебным гостеприимством, высказывают удовлетворение. Причем аргументы есть и у первых, и у вторых.
Первые называют настораживающе чрезмерный, по европейским нормам, процент проголосовавших за президента Ильхама Алиева – 84,54%., и обескураживающе малый процент проголосовавших за лидера оппозиции - национального совета демократических сил Джемиля Гасанли – 5,53%. Естественно, упоминают про третий срок, обусловленный не вполне понятными судебными аргументами. И, конечно, сожалеют о том, что не смог участвовать в выборах главный оппонент президента – замечательный писатель и драматург, а теперь и общественный деятель, Рустам Ибрагим Беков.
И я, безусловно, разделяю все эти сомнения и недоумения.
А вторые, рисующие, видимо, в своем воображении знакомые и родные картинки радушных встреч, обильных застолий, остроумных тостов, новых и интересных знакомств и поездок по стране, более оптимистичны. Они ссылаются на мнения международных наблюдателей, а их было ни много, ни мало – 1200 человек. Из них все СНГвские наблюдатели выставили организации выборов высшие баллы, и только представители европейских институтов – ПАРЭ, ОБСЕ и пр. – несколько раз робко показали «желтые карточки». В частности, указали на не всегда прозрачный подсчет голосов, усложненную процедуру доступа к медиа и организации собраний. Хотя и западные наблюдатели в целом признали выборы хорошо организованными, образцово проведенными и, безусловно, состоявшимися.
И я, безусловно, разделяю все эти похвалы и высокие оценки.
Наверное, по каким-нибудь безупречным европейским стандартам меня бы обвинили в противоречивости, непоследовательности, а то и шизофреничности: два противоположных мнения в одной голове – это уже симптом. Но дело-то в том, что мы все же имеет дело, на мой взгляд, с особой ситуацией, а точнее - с особой социокультурой.
Начну с того, что президентские выборы были перенесены на несколько дней из-за того, что они совпадали с праздником Курбан-Байрам. Где-нибудь в западной Европе такой факт выглядел бы нелепицей, если бы заранее определенные выборы перенесли, потому что на них пришелся какой-либо религиозный праздник. Но в Азербайджане это выглядело абсолютно естественно, аутентично и не вызвало ни у кого особых вопросов и, тем более, раздражения.
Наверное, дело в том, что в мусульманской ойкумене, в отличии от западной, если сталкивается религиозное и светское, приоритет всегда за первым. Также как на западе – за последним. И это фактор, который записан не в законах, а в душах избирателей, которые, как правило, являются одновременно душами верующих.
Другим фактором здесь является то, что на этой громадной мировой социокультурной платформе реальная благодарность всегда выше, чем формальные правила. Здесь успешного правителя никогда не бросят в жернова формальных сроков, условностей, правил, даже если они называются самыми демократичными. Я бываю изредка в Азербайджане, но этого достаточно, чтобы увидеть, как много Ильхам Алиев строил, создавал, открывал, изобретал. Я видел новые бесконечные набережные, потрясающие воображение офисные центры и жилые районы, великолепные школы олимпийского резерва в горных райцентрах, новые дороги, нефтепроводы. Меня радовали порядок и безопасность в городах – ухоженные узкие улочки старого города в Баку с бесчисленными холеными кошками и яркими фонарями, под которыми без риска для здоровья и кошелька можно гулять всю ночь… Да, я понимал, что это в какой-то степени фасад режима, глянцевая обложка страны для иностранцев. Но обложка и фасад тоже о многом говорят.
Конечно, я сопереживал и сочувствовал моему давнему знакомому и в какой-то степени коллеге Рустаму Ибрагимбекову, которого я считаю одним из лучших мировых художников слова. Я, конечно, если бы мог, то помогал бы ему в любых его политических баталиях. Хотя где-то в душе у меня коренится горечь от того, что все мои знакомые великие писатели, которые становились президентами Болгарии, Чехии и других стран почему-то оказывались не лучшими лидерами своих стран. Я все-равно на их стороне, поскольку сам занимаюсь писательским ремеслом. Но, повторяю, где-то в глубине души я чувствую, что президентство – не писательское это ремесло.
Можно много говорить на эту тему, приводить аргументы «за» и «против». «За» то, чтобы выборы во всех странах проходили по самым высоким западным критериям. И «против» того, чтобы в выборах, которые происходят в странах со своими особыми и укорененными религиозными, культурно-бытовыми традициями они не учитывались.
Мой сын Алексей, профессиональный тележурналист, недавно снимал киносюжет о мусульманской мечети в Киеве. И он пересказал мне проповедь, которую ему разрешили снять. Имам говорил о том, что миссия взрослого – быть очень терпеливым по отношению к детям: прощать им их неумение, неловкость, медлительность, забывчивость, перемену настроения и т.д. А миссия детей, когда они становятся взрослыми – все то же самое прощать их старикам-родителям. И мне бы хотелось, чтобы эти каноны сохранялись, по крайней мере, силой их веры.
Вообще, мы, люди другой культуры, часто забываем или не знаем, как переводится само слово «ислам». А переводится она как «покорность». А это особое отношение, особая энергетика, особое восприятие мира. Нам, «бунтарям», «протестантам», по натуре, по общественной и политической моде, это сложно понять. Поэтому раз выборы в Азербайджане состоялись, раз там присутствовала не только формальная атрибутика в виде безупречных условий для голосования, но там также незримо присутствовала глубинная всепроникающая религиозная аура, то они действительно состоялись. И остается поздравить бывшего, а теперь уже снова действующего президента!