Европа - таблетка от наших понтов
Я хочу рассказать одну историю. Я сейчас себя в большей степени ощущаю не сухим политическим экспертом, а в большей степени ощущаю себя писателем. Как человек пишущий, я стал очень внимателен к небольшим знакам судьбы, за которыми скрываются ответы на глобальные вопросы. Знак возможно и небольшой, но за ним стоит огромный ответ на огромный вопрос. Вопрос, который мне задают очень часто "А что мы получим в Европе?". Все уверенны, что Европа нам что-то должна. Так устроен человек.
Так вот через маленький знак я понял, что мы можем ждать от Европы, и зачем она нам нужна.
Этот знак связан с моими очками. Я люблю, чтоб стекла в очках имели голубой оттенок. Мир мне тогда кажется немножко четче и красивее. И вот недавно находясь в Венгрии, которую я очень люблю, и где у меня много друзей, у меня сломались очки. И я пошел к знакомому владельцу оптики, которого много лет знаю, и заказал новые очки. В течение дня мне сделали очки, и я заплатил около 100 долларов. Но так получилось, что уже дома я сел на эти очки. И пришлось обратиться к знакомому владельцу оптики, но теперь уже в Киеве. Я заказал ему точно такие же очки. Он мне сказал, что, как для меня, никаких проблем и через две недели будут, и стоить это будет 1 100 долларов. У меня возник вопрос – почему так. Я даже сначала немного обиделся на киевского владельца оптики. Но потом понял, что он прав. Потому что он платит ту ренту, которую не платит владелец оптик в Венгрии. Я это называю "понторента". За все нужно платить, в том числе, я извиняюсь за сленг, и за "понты". И я знаю образ жизни венгерского владельца оптики: он приезжает в свой магазин на автобусе, хотя у него есть подержанный "Фольксваген"; он обедает в соседней китайской харчевне, поскольку любит острую китайскую лапшу, которая к тому же очень недорогая; я даже знаю, что вечером после работы, если у него есть настроение, то он уедет к одной своей теплой подруге, с которой встречается много лет, и которой он возит раз в неделю букетик цветов. И знаю образ жизни владельца киевских оптик. Он приезжает на работу на "Бентли", а обедает в ресторане "Феллини", а вечером, я случайно стал свидетелем этого, он перелистывает телефонную книгу и выбирает одну из десятка девушек, к которой поедет сегодня. А поедет он не с букетиком цветов, а с новой моделью iPhone 5S, поскольку нормальная девушка ведь с обычной "пятеркой" ходить не будет и нужно ей поскорее подарить новую модель.
И теперь, когда я одеваю очки, сделанные в нашей оптике, то они мне сильно давят на переносицу. Венгерские не давили. Хотя модель та же. Но в очках, сделанных в Киеве. заложено десять девушек, которым нужны подарки, 20 обедов в ресторане, вбит и "Бентли", который нужно обслуживать, а потому и на 1000 долларов дороже и на две недели дольше.
Так вот главное преимущество Европы не в сиюминутной экономической выгоде, а главное преимущество экономико-психологическое. Это вхождение в ту модель жизни, где не так престижно ходить в кожаной курточке за 10 тысяч евро, где логотип ZILLI на одежде считается признаком дурного тона, где туфли за 1,5 тысячи евро – крик безвкусицы. Нам нужна Европа как психологическая таблетка от наших, я еще раз употреблю это слово, "понтов", от нашего гламурного сверхпотребления, за которое платит не владелец бизнеса, а платим мы. У нас все дорогое. В Европе в магазинах все дешевле, потому как в стоимость товара не вбиты убыточные футбольные клубы, телеканалы. У нас у любого олигарха есть джентльменский набор: футбольный клуб, медиа-группа, яхта, частный самолет. А в Европе многие авиалинии отказались от бизнес-класса, потому как немодно в самолете отгораживаться деньгами от других пассажиров.
Может и некрасиво, когда норковые шубы обливают масляной краской, но это тоже Европа. Ведь норковая шубка это не только вызов "зеленым", но это вызов бедным. А потому люди ходят в пуховиках за 50 евро, что тоже, возможно, не совсем правильно. Возможно, стоит искать серединную линию. Потому не должен владелец оптики ездить на "Бентли", хотя возможно не должен ездить на автобусе, а вот "Фольксваген" был бы уместен.
Возможно, нас психологически научат европейским аккуратным стандартам жизни. А для меня стандарты жизни это не только ее уровень и качество, но и аккуратность в отношении к окружающей среде, в еде, одежде. Мы за много лет, как корабль, который долго плавал по морям-океанам, обросли громадным количеством ракушек. Нам нужно зайти в док, чтобы с нас счистили эти ракушки.
На нас много мишуры, как и на наших олигархах, которых мы одновременно ненавидим и которым жутко завидуем. И пока другой гавани, кроме европейской, я не вижу.