Повлияло ли на ситуацию в стране создание новой патрульной полиции?
Нужно признать, что воздушный шарик потихоньку начинает сдуваться
Новая украинская полиция казалась всем нам единственной ощутимой реформой за полтора года. Об этом же писали и говорили наши западные партнеры. Но уже менее чем через полгода после запуска принесенная из Грузии система начала сбоить.
Конечно, новые полицейские – милые, с ними все делали раньше селфи и так далее. Но чем дальше, тем больше становится понятно, что они, прежде всего, наши граждане, а поэтому не могут жить и работать по западному образцу в недоевропейской стране.
Когда приезжаешь из Киева в другие города страны, бросается в глаза, что полиция, хоть и похожа по форме, обучению и деталям, на самом деле очень отличается характером, отношением к людям и поведением. Особенно это меня поразило во Львове и Одессе, где полицейские (возможно, это частные случаи, в общем все ок) вели себя намного более по-хамски, чем в Киеве, и явно кичились своим внешним видом и статусом.
Впрочем, если говорить о региональных отличиях копов, то это, конечно, не новость и не удивительно даже для развитых стран. Но есть одно большое «но»: в США нью-йоркские и вашингтонские полицейские вежливы и стараются быть обходительными, зато мэрилендские и висконсинские убивают подростков на улицах. Я так понимаю, мы такую полицию строим? Мол, в Киеве показательные выступления, зато в регионах пусть будут сами себе законом?
Я помню свою первую встречу с Экой Згуладзе (нынешний первый замминистра МВД Украины) еще в начале 2014 года в Киеве, когда она лишь приезжала рассказывать вместе с латвийскими и польскими коллегами об опыте реформирования системы правоохранительных органов. Тогда меня очень удивила хрупкая по виду, но железная характером женщина.
Так вот именно тогда Эка очень жестко отреагировала на сентенции относительно возможности реформы МВД по грузинскому сценарию – она заявила, что пятимиллионная Грузия и 45-миллионная Украина явно не могут равняться друг с другом, а поэтому и реформу провести практически невозможно.
Впрочем, уже в 2015 году то, что было объективно невозможно по разным причинам в 2014, стало нашей реальностью. Конечно, «авгиевы конюшни» МВД нужно вычистить, но так ли создание новой патрульной полиции и принятие соответствующего закона повлияло на ситуацию в стране? Нет.
Если поднять интервью Эки Згуладзе и нынешнего губернатора Одесской области Микеила Саакашвили, то можно заметить, что ни первая, ни второй не были особыми демократами в отрасли соблюдения прав человека и презумпции невиновности. Та же госпожа Згуладзе, например, признавала, что часто «воров в законе» и других преступников просто хватали на улицах и засаживали в тюрьмы. Ни о какой процедурности данного момента даже речь не шла. Так же Саакашвили и Згуладзе рассказывали о борьбе с коррупцией, мол, арестовывали и публично выводили, сажали и коррупционеры сидели.
Что мы видим в Украине? Да, действительно, по грузинскому сценарию был в свое время арестован на заседании правительства и потом торжерственно отпущен чиновник МВД, а недавно СБУшники под белы руки вывели из парламента одного одиозного народного депутата. Последний, правда, пока что под стражей – здесь органы потрудились хотя бы чуточку подсобирать фактаж.
В остальном – коррупционеры и бывшие чиновники-казнокрады не просто на свободе, но и мирно соседствуют в парламенте и будут продолжать это делать в местных советах. По иронии судьбы, большинство явно сильно раскаявшихся коррупционеров и проворовавшихся чиновников находятся в списках президентской партии.
Но надо отдать должное президентской команде – если создание полции и лоббирование реформы МВД было отдано на откуп премьеру Яценюку, в которой находится профильный министр Аваков, то президент всеми силами создал условия для того, чтобы функции полиции не вышли за рамки уличных карманников и нарушителей ПДД.
Продажные суды, прогнившая насквозь прокуратура, недореформу которой публично критикует и ЕС, и США, десятки созданных и ничем не занимающихся антикоррупционных органов — так президент Петр Порошенко дает понять обществу и иностранным партнерам, что реальная борьба с преступностью и прошлым ему не нужна.
Так вот о полиции. Естественно, задание новой полиции – дать гражданам государства понять и почувствовать, что, несмотря на войну и кризис, в Украине существует закон, порядок и ответственность. Так было всегда и везде – во время Второй Мировой войны все равно проверяли билеты в транспорте и все равно штрафовали за мелкие правонарушения, не говоря уже о борьбе с коррупцией.
Выполняет ли украинская полиция свою задачу? Нет. Проблема не только в перетягивании полномочий и фактической блокировке судами и прокуратурой энергии и запала новых полицейских, но и в слабой компетентности полицейских.
Чего не учли иностранные инструкторы и неофиты правоохранительной системы, так это того, что украинская реальность не соответствует европейским и американским учебникам и тренинговым схемам. То есть, в США или той же Германии наши полицейские пришлись бы очень к месту, а вот в Украине…
Раньше жуткие пробки и тянучки в Киеве возникали то из-за кортежа Януковича, то из-за глупо и нерационально построенных развязок, то из-за нерадивых водителей, автоинспекция и милиция в этом вопросе всегда приезжала последняя, уже к решению проблемы.
Сейчас ситуация еще хуже – новая и вроде бы обученная полиция не имеет навыков уличного регулирования больших потоков машин, не умеет действовать в критической ситуации и слабо может повлиять на организацию дорожного движения, не говоря уже о контроле соблюдения правил этого самого движения.
Конечно, ГАИ – пережиток прошлого и очень хорошо, что этих хапуг разогнали, но… Но перед разгоном неужели сложно было понять, какой коллапс может возникать на улицах городов из-за нехватки знаний и умений у новых полицейских?
Или вот еще. Реформированные работники органов вовсю борются с преступностью, но до суда доходят единицы дел хотя бы даже потому, что следователи и аппарат остался прежним, да и процессуальные нормы во многих случаях полицейскими нарушены при задержании. Хотя, как рассказывают очевидцы, иногда копы даже не знают, что делать на месте преступления.
Поэтому и странно, что уже через несколько месяцев после запуска полиции некоторые рядовые уже получили звания лейтенантов. Интересно, сколько нужно реально трудится обычному сотруднику правоохранительных органов или армии, чтобы стать лейтенантом заслуженно? И за какие заслуги проходят путь от рядового до лейтенанта за 3 месяца?
Результатов работы бубочек-полицейских, с которыми в первые недели работы все хотели сфотографироваться и улыбались при их виде, не заметно – в городах не стало спокойнее, преступлений не стало меньше из-за включенных мигалок, уровень безопасности на дорогах не стал выше.
Конечно, как в любой системе, есть в полиции и преимущества, и недостатки. Конечно, нельзя сказать, что парни и девушки в новой для украинских общества и государства униформе не исполняют возложенных на них задач.
Просто нужно признать, что воздушный шарик потихоньку начинает сдуваться с каждым оправдательным приговором, не подкрепленным фактами, с каждой нерегулируемой «пробкой», с каждым нераскрытым и непредотвращенным преступлением. И в силах полиции сделать все, чтобы исправить ситуацию, а не превратится в тех, с кем неприятно рядом стоять в метро и на улице.
Пока что ситуация общими усилиями движется именно в эту сторону, к сожалению, ибо новая полиция оказалась в ловушке и политических интриг, и законодательных коллизий, и заскорузлости системы. Но можно пробовать все изменить – в конце-концов, полицейские ведь тоже граждане и тоже имеют право на свою точку зрения. Можем менять вместе.