Есть хорошие новости: украинские язык, культура и искусство живы
Недавно Андрей Кокотюха, современный украинский писатель (если кто не в курсе), к моему удивлению заявил, что украинский язык фактически мертв, не приспособлен к современной жизни и обществу.
Недавно Андрей Кокотюха, современный украинский писатель (если кто не в курсе), к моему удивлению заявил, что украинский язык фактически мертв, не приспособлен к современной жизни и обществу. Удивлен я был потому, что Андрей сказал правду, которую мы, в основном, можем говорить лишь в транспорте и на кухнях.
Кокотюха объяснил, что язык, который отстаивают многочисленные наштампованные и просто оглашенные наукой филологи, далек от реалий нашей жизни. По его мнению, нужно прежде всего плюнуть на академических языковедов, потом развивать урбанистическую культуру с использованием украинского языка, а затем расширить сеть книжных магазинов. Приоритетными сферами развития языка писатель назвал культуру и кино.
Не могу не согласиться, как и миллионы украинцев, с этими утверждениями. Защищая язык, не нужно скатываться в шароварщину и показательную насильственную украинизацию с использованием академического языка. Украинская культура должна нести украинский же язык во всем, но при этом отойти от традиционных тем села, бедной украинской судьбы и исторических экскурсов.
Я бываю на всех мало-мальски значительных событиях в современном украинском культурном пространстве – это своего рода отдушина и место, где можно отдохнуть от лезущей во все дыры политики и социально-экономических вопросов.
Так вот, к моему большому сожалению, многие украинские художники, скульпторы, композиторы и другие люди искусства продолжают жить прошлым, не видя настоящего и, тем более, будущего. Это своего рода наследие имперского давления со стороны соседних государств и не дает украинской культуре и языку стать современными и значимыми не только для самих создателей, но и в мировом масштабе.
Я не буду обобщать. Конечно, в больших городах есть прекрасные галереи, творческие объединения, арт-центры и прочая культурная индустрия, где хочется проводить досуг, куда приятно и хочется возвращаться. Но все эти объекты существуют благодаря энтузиазму своих создателей и друзей. Государству Украина в подавляющем большинстве случаев плевать на живую и современную культуру этой же Украины.
Нас не минула горькая чаша гениев, которые творили в соседних постсоветских странах – все, кто создавал действительно выдающиеся творения человеческой мысли, рано или поздно покидали свои страны, которые не могли и не могут по сей день надлежащим образом оценить и воздвигнуть пантеон славы своим светочам.
Украинские язык и культура пребывают в упадке именно потому, что государству плевать на них – гораздо проще идти по проторенной дорожке, поддерживая низкопошибный контент, чем посмотреть дальше своего носа.
Поедьте за западную границу страны – там вы увидите, что культура, искусство и язык являются одним из важнейших двигателей прогресса и развития обществ и государств. Именно они способствуют свободе слова, самовыражения и творчества. Если же артисты и филологи отстаивают то, что было живо в середине ХХ века, но мертво уже в начале ХХІ – здесь некуда расти.
Вот возьмите современное украинское кино и продакшн – полнейший мрак. Украинский язык в таком украинском кинематографе имеет право на жизнь, конечно и всенепременно. Только с поправкой на то, что такое искусство является слишком элитарным, слишком далеким от широких масс и современности.
Большинство фильмов, которые были сняты в Украине за последние годы, являются либо историческими, либо остросоциальными с акцентом на бедный народ, постоянно терпящий издевательства либо со стороны соседей, либо со стороны своего же государства. То есть, своеобразная киностена плача.
Никто не отрицает, что большинство европейского кино является не увеселительным, как американское, а драматичным. Но, при всем том, оно поднимает куда более широкие и близкие каждому человеку темы, чем украинские козаки, УПА, гетманы или раскулачивание.
Инвалиды, сексуальные меньшинства, расовая дискриминация, гендерное равенство, достижение жизненных целей и изменение мира – всего этого нет в современном украинском кино. Зато в нем есть голодомор, война, плач, скорбь, ненависть, война. Вопрос – стоит ли смотреть такое кино? Ответ – нет.
Конечно, никто не может спорить, что существует параллельный мир, который спонсируется олигархом Игорем Коломойским. Этот мир, в котором существует и кино, и сериалы, и продакшн, и шоу, и озвучка, возглавляется Владимиром Зеленским и его порядком уже всем надоевшим «Кварталом 95».
Выходцы из КВН уже который год с экранов и концертных площадок кормят украинцев низкопошибным контентом, подстраиваемым под того или иного политика, олигарха или просто очередного спонсора. Качественно ли это? Они считают, что да.
Суть в том, что построенное на лжи искусство никогда не принесет плоды и никогда не будет искусством настоящим. Можно сколько угодно обманывать себя и рисовать себе награды, рейтинги и общественное мнение, однако любви и поклонников у таких артистов погорелого театра давно уж нет. Народу просто не из чего выбирать.
У меня есть несколько друзей, молодых украинских режиссеров, дизайнеров, художников. Дают ли им снимать, рисовать, выставлять свои работы, представлять коллекции? Нет. Почему? Потому что искусство не нужно ни спонсорам, ни привыкшему к дешевому цирку обществу.
Вдумайтесь, многие голливудские и европейские фильмы, нашумевшие в прокате и собравшие большие кассовые сборы, были сняты меньше, чем за 50 и 10 тысяч долларов. С другой стороны, знающие люди могут вам рассказать, что производство короткометражного фильма и мультика не будет стоить и 20 тысяч баксов, хотя снимать действительно качественное кино для широкой публики очень дорого.
Поэтому, когда президент Порошенко дал по 120 тысяч государственных денег и на создание маленького мультика, и на полнометражный фильм, уже закрались сомнения в качественности и первого, и второго, учитывая одинаковые деньги, но разные масштабы и задачи.
Потом оказалось, что Госкино уже тоже согласовало выделение практически миллиона бюджетных средств на очередное сельское кино, которое, скорее всего, никогда в широкий прокат и не выйдет из-за своего низкого качества.
При этом многие талантливые украинские аниматоры, режиссеры и артисты создают свои более оригинальные и современные творения без копейки государственных средств и успешно их продают за рубеж. В чем же проблема?
Проблема в том, что деньги в государстве на искусство есть. Но так как на высших должностях сидят ретрограды, инквизиторы культуры и просто «шариковы», то бюджетные ассигнования тратятся на своих приближенных и узкопрофильное псевдоискусство, которое потом услаждает взгляд чиновников и делает официальную статистику того, что украинское искусство живо.
Есть хорошие новости: украинские язык, культура и искусство живы.
Но они существуют и развиваются не благодаря, а вопреки всем чиновникам, академиям и другим более бесталанным и не умеющим ценить прекрасное организациям. Они развиваются параллельно с официальным, никому не нужным и баснословно дорогим «искусством» и таким же мертвым языком, которые нужны для поддержания многочисленных коррупционных схем, бездарных ученых и не менее бездарных критиков и искусствоведов, застрявших во времени.
Украинским языком, живым, народным, без примесей сельского менталитета, современным, должны сниматься живые игровые фильмы о сексе, наркотиках, молодости и будущем.
На украинском языке должны писаться противоречивые и тяжелые книги, постмодернистские опусы, которые будут читаться не только самими авторами и студентами классических университетов. Или, наоборот, легкие и ненавязчивые, как книги Кузьмы Скрябина или того же Андрея Кокотюхи.
Живым украинским языком можно ставить пьесы, где будут транссексуалы в роли нимф и современные оперы, которые будут петься на открытых эстрадах в киевских парках. А дизайнеры и художники будут называть свои творения новыми, придуманными специально ими самими украинскими словами, которые академики тут же должны признавать достойными учебников и словарей.
В таком случае украинская культура и язык станут живыми, смогут сравниться с передовыми достижениями европейской и мировой гуманитарной сферы. А дальше потворствовать всяческим кириленкам, ильенкам, наливайкам в их стараниях по уничтожению новой украинской культуры – просто убого по отношению к нашему будущему.
И да, хоть я и пишу на русском языке, это не означает, что я не люблю и не говорю по-украински. Просто изданий и блог-платформ на русском значительно больше, чем на украинском, как и последующих цитирований в СМИ. Таков, увы, нащ медиа-ландшафт.
Источник: Эхо Москвы