Юго-Восток: угрозы и перспективы
Отчет секции «Альфа» группы «ИС»
В период с 18 по 22 апреля секцией «Альфа» (координаторы группы «Информационное Сопротивление») был проведен мониторинг ситуации в юго-восточных областях Украины.
В Донецкой области изучался ход проведения антитеррористической операции (АТО). В Харьковской, Луганской, Днепропетровской, Запорожской, Одесской, Николаевской и Херсонской областях – потенциал и перспективы экстремистского (сепаратистского) движения.
Представляем краткий отчет.
ПРИМ.
а) Данный отчет не включает освещение ряда аспектов, связанных с действиями «силовиков».
б) Угроза экстремизма по регионам оценена по 10 бальной шкале (0 баллов – угроза отсутствует, 10 баллов – регион контролируется экстремистами).
1. По ситуации в Донецкой, Луганской, Харьковской, Днепропетровской и Запорожской областях
В Донецкой области на фоне фактического «переформатирования» АТО с недостатками в проведении последней (см. п. 3) экстремисты достигли ряда серьезных успехов, крайне негативно влияющих на стабилизацию ситуации в регионе.
Совершенные экстремистами диверсии в Славянске, сопровождавшиеся гибелью людей, а также акции в Краматорске имели целью создание повода для России выступить с очередным утверждением о том, что в Украине идет «гражданская война». В ответ украинские власти, к сожалению, не смогли предоставить убедительных доказательств того, что диверсии совершены пророссийскими экстремистскими силами.
Отсутствие эффективных действий в рамках проводимой АТО (СО) – в частности, отсутствие блокирования очагов экстремизма - позволяют экстремистам свободно передвигаться по региону, дестабилизируя ситуацию в различных населенных пунктах.
Местное население, в большинстве своем изначально не питавшее особой антипатии к сепаратистам, резко меняет свое мнение. В Славянске и Краматорске «власть» экстремистов фактически превратила эти города в территорию хаоса. Не имея гарантий соблюдения базовых прав человека, местные жители все больше склоняются в пользу единой Украины, соблюдения законности и правопорядка.
Как и следовало ожидать, экстремисты, добившись определенного успеха в Донецкой области, пытаются дестабилизировать ситуацию в Луганской и Харьковской областях. Их задача – провозгласить «народную власть», объявить о проведении «референдумов» по выходу из состава Украины, и обратиться к России с просьбой ввести свои войска и обеспечить проведение таких «референдумов» по крымскому варианту.
Вместе с тем, даже с созданием сепаратистами условий для российского вторжения, мы оцениваем вероятность вторжения России в восточные регионы в ближайшей перспективе как достаточно невысокую (до 30%). Призывы к РФ ввести войска – это шантаж, направленный на украинскую власть с целью заставить ее дать возможность провести «референдумы».
Такое «раскачивание» ситуации одновременно дает возможность России осуществлять дипломатическое давление на Украину с целью дать сепаратистам возможность провести указанные «референдумы».
В Запорожской области ситуация напряженная, но местные пророссийские силы без вмешательства и непосредственного участия сепаратистов из Донбасса, а также российских диверсантов прогнозировано не смогут «раскачать» ситуацию.
В Днепропетровской области, при всех попытках экстремистов дестабилизировать ситуацию, местные власти во взаимодействии с правоохранителями и местным населением достаточно уверенно ее контролируют.
Выводы.
В рамках АТО (СО) необходимо обеспечить блокирование Донецкой области. В самой Донецкой области необходимо блокировать «центр напряженности» - город Славянск, а также захваченные админздания в иных населенных пунктах. Также необходимо обеспечить контроль путей сообщения и районов области путем организации патрулирования – как силовиками, так и представителями местных патриотических движений.
Основные привлекаемые силы – Вооруженные силы Украины и ВВ/Национальная гвардия. Специальные подразделения МВД и СБУ должны находиться в готовности для проведения операций по нейтрализации групп экстремистов в блокированных районах (в настоящее время такие операции крайне затруднены ввиду подписания Украиной Женевских соглашений).
В Луганске, Харькове и Запорожье принять меры по недопущению проведения несанкционированных митингов и захватов органов власти. Поддержать инициативы местного населения по созданию контролируемых местными властями отрядов самообороны, способных противостоять пророссийским экстремистам, оказать помощь в организации ими блок-постов на въездах в населенные пункты и организации патрулирования совместно с правоохранительными органами.
Спецслужбам необходимо организовать жесткий контроль за действиями местных правоохранителей, в частности, изначально определив лояльность власти и патриотизм командиров (начальников) структурных подразделений.
Оценка угрозы экстремизма.
Донецкая область – 8 баллов
Луганская область – 6 баллов
Харьковская область – 5 баллов
Запорожская область – 3 балла
Днепропетровская область – 1 балл
2. По ситуации в Одесской, Николаевской и Херсонской областях
На Юге Украины центром нестабильности является Одесса. В самом городе, по нашим оценкам, у пророссийских экстремистских сил отсутствует потенциал, необходимый для серьезного «раскачивания» ситуации и проведения действий, необходимых для вывода Одесской области из состава Украины.
Однако наблюдается достаточно существенная часть населения, способная принять участие в пророссийских акциях при их инициировании и поддержке извне. Таковыми может быть инфильтрация в область российских диверсионных групп ГРУ ГШ ВС РФ из Приднестровья, прибытие групп экстремистов из Донбасса и из Крыма, резкое увеличение финансирования одесских пророссийских сил и активизация сети ФСБ РФ по вербовке местных граждан для их участия в сепаратистских акциях.
В Николаеве и Херсоне ситуация более стабильная. Здесь для проведения инициируемого Россией «юго-восточного сценария» необходимо куда более серьезное постороннее вмешательство.
Таким образом, процесс дестабилизации ситуации на Юге местные пророссийские силы способны инициировать лишь при мощной поддержке извне.
Выводы.
Местные органы власти, местное население и правоохранители принимают меры по усилению контроля за регионом. Центральной власти необходимо поддержать эти инициативы ресурсами и осуществлением координации действий. Юг достаточно инертен. В случае с пророссийским экстремизмом это играет на руку Украине. Но в случае с проукраинскими активистами необходима всестороння поддержка их действий для того, чтобы их усилия по противостоянию экстремизму дали серьезный эффект.
Предлагаем создать координирующий орган по противостоянию сепаратизму с расположением в Одессе, в котором были бы представлены местная власть, правоохранители и активисты всех трех областей. В идеале должен быть создан подобный координирующий орган, работающий по всему Юго-Востоку. Центральной власти необходимо наладить прямую связь с данным органом для предоставления необходимых ресурсов и обеспечить непосредственное взаимодействие с руководством силовых структур.
Особого внимания требует вопрос лояльности местных правоохранителей – многие из них находятся в «группе риска». Необходимо срочное изучение ситуации в каждом конкретном структурном подразделении и, при необходимости, переброска правоохранителей из других регионов.
Оценка угрозы экстремизма.
Одесская область – 5 баллов
Николаевская область – 3 балла
Херсонская область – 3 балла
3. По АТО
Антитеррористическая операция так и не получила полновесного формата АТО, и уже прогнозировано его не получит.
На начальной стадии операции украинская власть ввела для силовиков ограничения (гарантии отсутствия жертв среди «мирного населения», которое тем не менее вооружено и совершает действия, подпадающие под определение терроризма), которые изначально не позволяли проводить АТО. С подписанием Украиной Женевских соглашений эти ограничения получили статус жесткого условия.
Главная проблема в том, что силовикам запрещено применять оружие на поражение. Случай в Мариуполе, когда подразделение Национальной гвардии отбило вооруженное нападение экстремистов на воинскую часть – одно из очень немногих исключений. В реальности военнослужащие могут применять оружие лишь в случаях, когда это однозначно предусмотрено Уставом гарнизонной и караульной службы с последними изменениями, внесенными в соответствии с Законом Украины N 877-VII (877-18) от 13.03.2014. Но даже в этих случаях им предписано применять оружие не на поражение.
Нами зафиксированы случаи, когда командование собирало подписки с личного состава о неприменении оружия на поражение. В ряде случаев это крайне негативно повиляло на ход событий и эффективность применения подразделений ВС Украины в целом.
Между тем, формат АТО по сути (в особенности после подписания Женевских соглашений) перешел в формат стабилизационной операции (СО) по западной терминологии. Основные задачи при этом, как и полагает СО, - блокирование населенных пунктов, а также районов, в которых сосредоточены экстремисты, организация службы на блок-постах, патрулирование местности и т.д. Основные силы – подразделения Вооруженных сил Украины.
По не выясненным нами причинам, военное командование не приняло мер, необходимых для проведения СО. Тогда как командиры и личный состав задействованных частей и подразделений демонстрируют готовность для таких действий.
Выводы.
В проведении АТО (СО) военному руководству нет нужды изобретать велосипед – у Вооруженных сил хватает опыта участия в подобных операциях. Это, например, многолетний опыт действий в Косово в контингенте КФОР, и, в особенности, в Ираке, в составе Многонациональных сил. По результатам действий каждого контингента в обязательном порядке составлялись отчеты с рекомендациями относительно методики организации деятельности по различным направлениям. Военному руководству стоит лишь изучить эти отчеты и выработать общие рекомендации относительно действий подразделений ВСУ на Донбассе.
Но самое главное – четко сформулировать приказ на применение войск, определить силы и средства, обозначить цели и задачи в проводимой операции, порядок взаимодействия как между подразделениями ВСУ, так и с подразделениями иных вооруженных формирований и спецслужб Украины.
4. По ситуации на государственной границе
Граница с Россией и граница с ПМР. На госгранице с РФ ужесточен погранконтроль, армейскими подразделениями вдоль границы выстроена полоса обороны, прикрытая ПВО. Таким образом, предотвращено проникновение в Украину с территории РФ групп экстремистов, передвигающихся железнодорожным и автомобильным транспортом, приняты меры для отражения возможной прямой военной агрессии со стороны России.
Вместе с тем, остается реальной возможность проникновения на территорию Украины российских диверсионно-разведывательных групп (ДРГ) на отдельных участках границы. В ответ принимаются меры, в т.ч. по инженерному обеспечению и по контролю пограничных районов силами Госпогранслужбы Украины, Вооруженных сил, спецслужб и правоохранителей.
Административная граница с АРК. Здесь приняты меры по организации погранконтроля со стороны Госпогранслужбы, и блокированию перешейка силами и средствами Вооруженных сил.
Госпогранслужба Украины, не имея возможности осуществлять пограничный контроль на территории Крыма в связи с его аннексией, полностью осуществляет его на административной границе АРК и Херсонской области (контроль «второй линии»). Стационарные пункты пропуска через госграницу до решения Правительства Украины не оборудуются. Однако действующие пограничные посты оборудованы компьютерной техникой с базами данных Госпогранслужбы, производится достаточно жесткий паспортный контроль выезжающих из Крыма граждан, лица без украинского гражданства на материк не выпускаются (им предлагается пересечь границу в иных местах).
Вместе с тем, Крым продолжает оставаться потенциальным плацдармом для заброски на материк диверсионных групп и групп экстремистов.
Выводы.
Необходимо усилить работу в пограничных районах с целью предотвратить проникновение с территории РФ и ПМР ДРГ противника. К нынешним силам видится целесообразным подключить подразделения ВВ МВД/Национальной гвардии, предназначенных для поиска, блокирования и нейтрализации ДРГ и бандформирований.
Остается открытым вопрос о способности противодействовать проникновению из Крыма на материк ДРГ и групп экстремистов путем их высадки на побережье Черного и Азовского морей в Херсонской области.