НБУ уронил гривну
Экономические итоги недели 3-9 ноября
Экономические итоги недели 3-9 ноября
Из негативного:
1. Гривна в течение рабочей недели 3-7 ноября была отправлена в свободное плавание. Так НБУ пытался свести воедино курсы жестко регулируемых межбанковского и легального наличного рынков с одной стороны, а также курсы черного рынка – с другой. В результате котировки покупки/продажи ушли к 14.80/15.20 гривен за доллар на 17-00 7 ноября против 12.99/13.48 гривен за доллар на 17-00 31 октября. Нацбанк при публикации данных о результатах торгов по итогам совершенных сделок сообщил что на 17-00 7 ноября средневзвешенный курс составил на безналичном рынке 14.4300 гривен за доллар против отмеченных на 17-00 31 октября 12.9581 гривен за доллар. На минувшей неделе НБУ снова трижды выходил с валютными интервенциями на рынок – всего лишь на сумму в 5 млн долларов всякий раз. При проведении аукционов по голландской системе курс отсечения заявок для гривны последовательно понижался, что формировало пессимистический настрой участников валютного рынка на следующий день. Таким образом, еженедельный объем интервенций НБУ снизился в 20 раз по сравнению с аналогичными показателями в октябре – конце сентября(около 300 млн долларов в неделю). На наличном рынке НБУ разрешил банкам устанавливать курс продажи долларов не более 5% сверху официального, что позволило немного нормализовать ситуацию. Но свободный доступ к валюте даже в рамках введенного Нацбанком ограничения(до эквивалента 3000 гривен на одного покупателя в одном банке в течение дня) так и не был открыт. На выходных средний курс – 14,5/15,2 грн/доллар.
Отчего произошел обвал? Причин, вообще-то две. Первая: рынок легальный постепенно приближается в части курсов к рынку «серому» и «черному» - фактически в первые дли обвала на официальном рынке котировки просто пришли к тем показателям, по которым совершались сделки. Но, поскольку массированного предложения долларов не появилось, курс продолжил дрейф. Вторая причина: дефицит валютных резервов НБУ. Грубо говоря, те 2 миллиарда долларов, что Нацбанк напрямую отдал Нафтогазу для платежей за российский газ – на них и снизились валютные резервы НБУ. Также из резервов брали валюту для еженедельных валютных интервенций. И по состоянию на 3 ноября валютные резервы Нацбанка упали до12,6 млрд долларов – так мало не было даже после кризиса 2008 года.
Приток валюты на рынок пока не покрывает потребностей – экспортеры «зажали» валютную выручку и всеми возможными способами оттягивают момент ее продажи. Слабая активность НБУ в этом направлении откровенно удивляет.
2. Доходы государственного бюджета Украины в январе-октябре 2014 года составили 334,8 млрд грн, что на 4,7%(минус 16,5 млрд грн) ниже плановых показателей – таковые данные Государственной казначейской службы Украины (ГКСУ). НБУ 3 ноября озвучил обновленный в сторону смягчения прогноз ВВП на 2014 год – по данным Нацбанка, итоговое падение составит 7% к показателям 2013 года(ранее рассматривался прогноз в минус 9%). Падение ВВП по уже обсчитанному периоду – январь-сентябрь 2014 года – составило 3,5%. Так что минус 4,7% доходов госбюджета при таком уровне снижения ВВП показатель вполне ожидаемый. Дефицит доходов госбюджета Украина перекрывает сейчас, в основном, за счет внешних займов, что неизбежно в условиях необъявленной агрессии с востока.
3. Кабинет министров Украины разрешил "Нафтогазу Украины" потратить 3,1 млрд долларов, зарезервированных на счету в Нацбанке, для погашения долгов перед Газпромом – в соответствии с «газовыми соглашениями», подписанными в Брюсселе 30 октября текущего года. При этом удивление вызывает то обстоятельство, что Киев скрупулезно соблюдает свои обязательства, но не предъявляет агрессору никаких финансовых претензий – например, по поводу аннексии Крыма, захвата украинских нефтегазодобывающих и других активов на полуострове,
4. Правительство заявило о том, что поставки газа и электроэнергии на контролируемую террористами территорию продолжатся. Одновременно было заявлено, что Украина не будет перечислять на территории субсидии и оплату льгот до возвращения контроля над ними. При этом впоследствии «недоперечисленные» суммы будут уменьшены на стоимость поставленных газа и электроэнергии. В целом это означает наращивание убытков энергогенерирующих и энергоснабжающих компаний, а также «Нафтгаза Украины». Пока что схема выглядит странно и непрозрачно. В ближайшие дни, как ожидается, ее конкретизируют в виде соответствующих постановлений Кабмина и новых законов о налоговом и бюджетном статусе «территорий».
Из позитивного:
1. Вступило в силу трехстороннее соглашение о «зимних поставках» газа между Украиной, ЕС и РФ. Последний шаг в этом направлении - премьер РФ Дмитрий Медведев подписал постановление правительства РФ, которым устанавливается скидка на 100 долларов в расчете на 1 тыс куб газа, поставляемого в Украину за счет снижения экспортной пошлины для таких поставок. Это постановление является частью соглашений, которые были достигнуты Украиной, ЕС и РФ на минувшей неделе. Именно благодаря постановлению правительства РФ и реализованы те ценовые параметры, что предусмотрены трехсторонним соглашением о «зимних поставках» газа из РФ. Напомним, однако, что аналогичное постановление о «скидке» было в марте отменено в ответ на изгнание Януковича с поста президента Украины.
2. НБУ взялся резко сужать сферу применения российских рублей на украинской территории. Согласно принятым постановлениям Нацбанка, прекращено размещение новых и пополнение уже имеющихся вкладов в рублях, выдача новых кредитов и траншей в рамках кредитных линий в рублях. До 10 тыс грн в эквиваленте сокращен норматив провоза российской валюты(для иных валют – эквивалент 10 тыс евро, то есть в 18 раз больше).
3. НБУ объявил всех зарегистрированных на территории аннексированной АР Крым имеющими статус нерезидента при выполнении платежей, внесении инвестиций и т.п. При этом лица, зарегистрированные на «материковой» части Украины и имеющие недвижимость в Крыму должны специальным образом зарегистрировать факт такого владения. Предприятиям, зарегистрированным в Крыму предписано закрыть счета в банках с украинской юрисдикцией.
4. Кабмин своим постановлением от 7 ноября ввел специальный режим финансирования бюджетных учреждений и сотрудников бюджетных организаций, судей и силовиков на временно оккупированных территориях Донбасса. Останавливаются все выплаты, субсидии, льготы и т.п. в адрес лиц, находящихся контролируемых террористами территориях. Речь идет о суммах около 34 млрд грн в расчете на год. То есть фактически, все социальные обязательства государства в отношении данных территорий буду выключены до момента их возврата под контроль украинских властей или перевода соответствующих учреждений и организаций на территорию, контролируемую украинскими властями. На сайте Кабмина опубликован временный порядок финансирования бюджетных учреждений, осуществления социальных выплат населению и предоставления финансовой поддержки отдельным предприятиям и организациям в Донецкой и Луганской областях. Это очень жесткое, хотя и понятное решение – центральные власти, таким образом, прекратили де-факто субсидирование террористических организаций.
5. Представители министерства юстиции и органов прокуратуры США в ночь с 5 на 6 ноября объявили о старте расследования в отношении так называемого «ближнего круга Путина» по поводу обвинений в отмывании грязных денег. В частности, в заявлении упоминается Геннадий Тимченко и его компания Gunvor Group, которая выступала в роли трейдера государственной российской корпорации «Роснефть». Это жесткий прецедент: под удар могут попасть не только активы самого Тимченко и компании-трейдера, но и выручка Роснефти – одного из основных поставщиков средств в российский бюджет, а также валюты – на российский валютный рынок.
6. Соединенные Штаты и Германия выступили с заявлениями о подготовке к ужесточению санкций против России в связи с выборами в самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республиках ("ДНР" и "ЛНР"). Одновременно представители ЕС и НАТО заявили о непризнании так называемых выборов в образованиях под названиями «ДНР» и «ЛНР». Также было заявлено, что 17 ноября состоится встреча министров иностранных дел стран ЕС с целью подготовить решение об очередном пакете санкций против РФ. Петр Порошенко получил поддержку СНБО в инициативе об отмене принятого в рамках минских договоренностей закона об особенностях самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.
7. Миссия МВФ будет работать в Киеве с 11 по 25 ноября – это следует из сделанного в пятницу заявления Фонда. Однако «дискуссии будут продолжены после формирования нового правительства». Украине уже обещано объединение третьего и четвертого траншей – на общую сумму в 3,5 млрд долларов. Однако представитель МВФ 30 октября в Вашингтоне сделал заявление, из которого следует, что Фонд будет рассматривать вопрос о выделении объединенных траншей(третьего и четвертого), возможно и в начале 2015 года. Он сослался при этом на необходимость формирования нового состава Кабмина, с которым будет взаимодействовать Фонд в части выполнения Украиной программы действий, согласованных с МВФ. Тогда же представитель МВФ сообщил, что Фонд не видит для платежеспособности Украины проблем даже в случае передачи объединенного транша в начале 2015 года. Однако нынешние события на валютном рынке говорят о том, что внешняя поддержка Украине крайне необходима. Формирование коалиционного правительства возможно и в ноябре, хотя представители действующего правительства уже заявляли о том, коалиционное соглашение будет подписано к 1 декабря.
Таким образом, для получения объединенных траншей в декабре коалиции необходимо оперативно заключить соглашение о ее формировании, сформировать Кабмин и начать диалог с МВФ. Только при этих условиях в принципе возможно получение средств для пополнения валютных резервов уже в текущем году.
8. В течение первой недели ноября нефтяные котировки упали до 83.39 долл./баррель нефти марки Brent к вечеру 7 ноября против 85.86 долл./баррель на 31 октября. Из минувших десяти недель снижением заканчивалось девять. Снижение нефтяных котировок позволяет Украине экономить до 20 долларов с тысячи кубов импортируемого газа при закупках в четвертом квартале текущего года. Напомним, что, по имеющимся оценкам, российский бюджет начинает сталкиваться с серьезными проблемами уже при 93 долларов за баррель сорта Brent(цены на экспортируемые РФ газ и нефть привязаны к данному показателю). Глобальный нефтяной рынок явно настроен на уход в нишу 75-80 долларов за баррель. Этому способствует, прежде всего, рост доллара к прочим мировым валютам. Цены на первой неделе ноября снижались на новостях о перспективах переговоров с Ираном о судьбе его ядерной программы. Как ожидается, в результате переговоров будут достигнуты договоренности, которые позволят Ирану расширить предложение нефти. Кроме того, на цены давит информация о прогнозах ОПЕК – организации экспортеров нефти – ее аналитики отмечают, что в последние годы наблюдается значительный рост добычи в странах, не входящих в это объединение. Эта же тенденция – рост добычи вне ОПЕК – продолжится, что не позволит ценам расти.
9. Российский рубль с 31 октября до 7 ноября рухнул с 41,9627 до 47,8774 рублей за доллар (средневзвешенный курс). В начале дня пятницы, 7 ноября курс рубля тестировал уровни около 48,65 рубля за доллар, но к вечеру он вернул часть утраченного в связи с заявлениями Центробанка РФ и ситуативной коррекции нефтяных котировок. Курс рубля падает несмотря на колоссальные интервенции Центробанка России(см ниже). В целом тренд на падение рубля - результат введенного ранее третьего пакета санкций против государства РФ и снижения нефтяных котировок(они остаются в районе 48-месячного минимума).
Объем золотовалютных резервов России последовательно снижается. Центробанк РФ в связи с этим был вынужден отказаться от безлимитных валютных интервенций – они теперь ограничены суммой в 350 млн долларов в сутки.
Суммарный отток капитала из РФ в течение 2014 года прогнозируется в объеме около 150 млрд долларов.
Александр Крамаренко для группы «ИС»