Марионетки в портупеях, или Как Кремль использует казачество в войне на Донбассе
«Русские казачки – это кукольный театр марионеток, нитки от которых ведут к пальчикам Кремля».
«Русские казачки – это кукольный театр марионеток,
нитки от которых ведут к пальчикам Кремля».
История казачества уходит в XV век. Этому посвящено тысячи книг, сняты фильмы, защищены диссертации.
По поводу казачества бытует много различных мнений. Одни восхищаются казачьими династиями, другие считают казаков «ряженными куклами», а третьи видят в них боевой потенциал с мотивами российского патриотизма.
Однако, сегодняшние реалии говорят сами за себя. Для большинства людей, видевших войну на Донбассе российское казачество ассоциируется с тысячами вооруженных боевиков из «Всевеликого войска донского», которые на бронетранспортерах вторглись в украинские города, создавая видимость «освобождения от украинского рабства».
Кроме разграбленных магазинов и беспробудной казачьей пьянки «освободители» не сделали ничего.
Ситуация с использованием казачьих подразделений напоминает бизнес-услугу по аутсорсингу. Организованное появление полчищ казаков было необходимо для выполнения единственной задачи – захвата территории другого государства квазинародными представителями. Аналог таких «услуг» наблюдался в Крыму (2014 г.) и в Грузии (2008 г.). Само же российское руководство оставалось «за кадром», завуалировав оккупацию другого государства под «проявление народной воли».
История казачества богата эпизодами использования их подразделений в интересах правящей власти, но, якобы, без ее участия. Руками казаков загребался жар в годы установления советской власти 1917-1920 гг., во время немецкой оккупации 1941-1944 гг., в войнах в Чечне, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье, Крыму и сейчас на Донбассе. Тому есть множество свидетельств – от произведений М.Шолохова до Интернет-ресурса WikiLeaks.
Сегодня казачество в России имеет собственное правовое поле – закон «О государственной службе российского казачества», десяток организационных указов президента и разного рода постановления и распоряжения. Весь этот комплекс юридических норм носит декларативный характер и весьма размыто определяет задачи для казачества.
Не смотря на якобы поверхностное отношение к казачеству, Кремль уделяет ему самое пристальное внимание. Казачество удерживается как послушное придворное ополчение с ручным кремлевским управлением.
Во-первых, происходит выделение государственных грантов на поддержку казачьих дружин в виде субсидий из областных бюджетов.
К примеру, в прошлом году (2014 г.) 5 млн. руб. получил фонд «Отечественное казачество», ставропольские казаки получили поддержку в 3 млн. руб., санкт-петербургские казаки – 6,9 млн. руб., алтайские казаки получили 1 млн.руб., калининградские казаки – 1,5 млн.руб., саратовские казаки – 2 млн.руб. и так далее.
Во-вторых, при президенте Российской Федерации работает Совет по делам казачества России, который призван обеспечить контроль над деятельностью казачьих организаций страны. В его состав вошли представители:
· от аппарата президента – 16 чел.;
· от правительства – 10 чел.;
· от других гос. ведомств – 4 чел.;
· от силовых ведомств – 9 чел.;
· от Федерального собрания – 4 чел.;
· из губернаторов РФ – 4 чел.;
· от областных депутатов – 5 чел.;
· казаки-чиновники управления Совета – 3 чел;
· служитель церкви – 1 чел;
· работник искусства – 1 чел.
Поверхностный анализ состава Совета по делам казачества дает основания считать, что этой организацией управляют чиновники, более 75 % из которых являются подконтрольными руководству России.
Для всего казачества Совет воспринимается, как высший руководящий (не совещательный) государственный орган. Именно через Совет поступали задачи по использованию казачьих подразделений в приграничных конфликтах. Очевидно, для этой цели в Совет включены руководители генерального штаба МО России, МЧС, МВД, ФСБ. Сегодня подразделения этих силовых структур привлечены для активных террористических действий в Украине.
В-третьих, законом «О государственной службе российского казачества» определены функции казачьих объединений:
а) организация военно-патриотического воспитания;
б) участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;
в) участие в охране общественного порядка, защите границы, борьбе с терроризмом;
г) иная деятельность совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Следует понимать, что войсковому казачеству официально позволено заниматься военной и боевой подготовкой (пункты б), в), г)). Видимо, с этой целью в Совете по делам казачества вдобавок к силовикам есть представительство ДОСААФ – организации по активной подготовке призывников к службе в армии.
В контексте военно-патриотического воспитания, Кремль использует казачество для реализации прокремлевских националистических задач – распространение идеологий «Великой России», «Русского Мира», «Русского православия» и т.д.
Помимо всего этого, патриотическое воспитание включает вербовку и подготовку бойцов для войны на Донбассе, а также их отправку. В каждом из войсковых казачьих обществ России (всего 11) производился набор добровольцев для боевых действий в Украине.
Наибольше количество боевиков (около 15 тыс. чел.) было отправлено из Всевеликого войска Донского (ВВД) с центром в г. Ростов-на-Дону. При этом, российские СМИ эту проблему уводят в сторону и говорят о якобы нереестровых казаках. Мол, те казаки не настоящие и к ВВД не имеют никакого отношения. В отношении казаков-наемников создается искусственная путаница.
Однако все не так. Во-первых, войсковой атаман Всевеликого войска Донского не стремился делать официальные заявления, касаемо использования репутации его казачьего войска «какими-то проходимцами». Во-вторых, войсковой атаман не пытался остановить «неверных казаков», которые переходили границу сопредельного государства с оружием под его хоругвями. В-третьих, вся система боевого обеспечения казаков-террористов поступала через Ростов-на-Дону и ВВД. И в-четвертых, нельзя было не заметить активной информационной поддержки со стороны Всевеликого войска Донского: FM радиостанции «Казачий Дон» и «Донская волна» (Каменск-Шахтинский), газета «Казачий дозор» (с февраля 2015 г.). Казачьи награды и форменные знаки отличия прибывали из Ростова. А созданная на территории «ЛНР» казацкая организация «Область войска донского» является подконтрольной ростовскому ВВД.
Поэтому споры по поводу «ненастоящих» казаков Всевеликого войска Донского на территории Украины можно считать пустым занятием. Более того, даже при поверхностном анализе ситуации 2013-2014 гг. нетрудно увидеть некую заинтересованность. В этой связи необходимо обратить внимание на несколько особенностей:
Казаки ВВД на территории Луганской области активизировались еще с конца 2013 г. Совместно с малочисленными местными казачьими дружинами они организовали в Луганске патрули, а также взяли под охрану областную администрацию, но не захватывали ее.
Уже в феврале 2014 г. они обратились к президенту РФ В. Путину с просьбой оказать украинцам военную помощь на случай, если обстановка в стране ухудшится. По всей видимости, их «просьба» была частью военной операции.
Активность казаков возрастала и в мае 2014 г. на территории Луганской области действовало уже 3,5-4 тыс. донских казаков. Через месяц, 29 июля 2014 г. была установлена непосредственная причастность российских казацких структур к поставкам оружия боевикам, а также к похищению представителей ОБСЕ.
Поддержка ВВД осуществлялась на государственном уровне через правительство Ростовской области. Руководство осуществлял войсковой атаман ВВД – Гончаров Виктор Георгиевич, он же – заместитель губернатора Ростовской области.
На этот пост он назначен президентом Путиным 7.10.2013 г., именно в период активизации казаков в Луганской области.
Таким образом, становится очевидно, кто и зачем привлек казаков для оккупации территории, совершенной под видом народного волеизъявления. Кроме этого, можно говорить, что комплексная система боевого обеспечения подразделений боевиков-казаков замыкалась на ростовскую администрацию – Правительство Ростовской области через заместителя губернатора В.Гончарова.
Как доказательство можно привести еще одно «совпадение» – адрес войскового штаба ВВД идентичен адресу Правительства Ростовской области: 346430, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 112.
Численность казаков любого из 11 войсковых казачеств России должна публиковаться в Государственном реестре казачьих обществ РФ (указ президента от 9.08.1995 г. № 835 «О государственном реестре казачьих обществ в РФ»). С 2013 г. по «непонятным причинам» доступ к казачьему реестру на официальных сайтах был закрыт. По данным Реестра на 2004 г. в ВВД зарегистрировано 153 868 чел. Ситуация о численности по состоянию на 2015 г. – остается засекреченной министерством юстиции России. Необходимость такой меры продиктована попыткой сокрытия данных о погибших и раненых казаках на войне в Украине.
***
Таким образом, подразделения российского казачества используется руководством РФ для дестабилизации ситуации в прилегающих к России государствах. Подобная практика ранее применялась Кремлем в Чечне, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и в Крыму.
Функционирование казачьих обществ в России происходит под контролем российского руководства через Совет по делам казачества при президенте РФ, а финансирование происходит через областные администрации.
К военным преступлениям на территории Луганской обл. Украины причастно войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское», непосредственно управляемое заместителем губернатора Ростовской области В.Гончаровым.
Начало спецоперации по вторжению «Всевеликого войска Донского» на территорию Украины можно связать с назначением нового войскового атамана ВВД В.Гончарова (указ В.Путина №768 от 7.10.2013 г.). Через неделю после этой даты казаки ВВД приступили к активным действиям по подготовке к вводу своих сил в Украину.
Вячеслав Гусаров, эксперт по вопросам информационной безопасности, группа "ИС"