Энергетическое самообрезание Кремля
Подходит к концу 2015 год.
Большие надежды
Подходит к концу 2015 год. И мы позволим себе подвести некоторые итоги внешнеполитической деятельности путинского режима за период совершения им вооруженной агрессии против Украины (февраль 2014 – декабрь 2015 гг.). Начав в 2014 году войну против «братского народа», Путин рассчитывал на быструю победу, которая должна была ознаменоваться «возвращением в родную гавань» не только Крыма, но и всей Украины. Стремительная аннексия Крымского полуострова возбудила геополитические аппетиты президента России, решившего на кураже провернуть очередную авантюру на Донбассе, дабы окончательно присадить Украину на короткий поводок «русского мира». На этапе планирования и впервые месяцы агрессии у Владимира Владимировича все шло ровно, и должно было получиться:
- Барак Обама демонстрировал несвойственную президенту США мягкотелость;
- Европа сидела на газовой игле и требовала увеличения дозы;
- бизнесмены из Италии, Германии и Франции были присажены на выгодные контракты и должны были обеспечивать экономическое лоббирование интересов Кремля;
- политическая, экспертная и медийная агентура Кремля в странах ЕС была прикормлена и должна была оказать политическую и информационную поддержку России в ее «праведном бою с фашистами» за идеалы «русского мира»;
- мировые цены на нефть и газ радовали Фонд национального благосостояния и Резервный фонд;
- рейтинг одобрения деятельности президента РФ находился на достойном уровне, а прогнозы (в контексте крымской авантюры) обещали заоблачную поддержку населением страны;
- американский журнал Forbes и британское издание The Times в 2013 году признали президента России самым влиятельным человеком в мире.
Не учел Володенька одного, что его привычка «бить первым» с «хромой уткой» Бараком Обамой может не принести желаемого результата. Так и случилось. Президент США наотрез отказался вступать в неравный бой с обладателем восьмого дана по дзюдо. Пришлось «бедному» Бараку прибегать к очень асимметричному воздействию на своего «коллегу». А поскольку свыше 50% своих доходов Россия получает от продажи нефти и газа, то в Белом доме, видимо, решили не идти на прямой конфликт, а осуществить энергетическую десакрализацию самого влиятельного человека в мире. Поэтому мы и остановимся на оценке эффективности внешней политики России в энергетической сфере.
Ассиметричный удар №1
1. Обвал цен на углеводороды
Итак, по непонятным простому обывателю причинам с 2014 года нефть начала стремительно дешеветь. Если на начало 2014 года нефть марки Brent стоила около 107 долларов за баррель, то к концу 2015 года ее цена обвалилась до 45 долларов США. Возможно, в этом виноват Китай, у которого наметился спад в экономике, а возможно здесь приложилась рука Госдепа. Разные версии можно выдвигать. Но фактом остается то, что падение цен на черное золото как-то удачно совпало с путинской агрессией против Украины. Естественно, что за обвалом нефтяных цен с некоторой задержкой произошло и падение цен на газ, который Россия до этого времени успешно продавала Европе по 500 долларов за тыс. кубометров.
Таким образом, благодаря нежеланию путинского режима снижать зависимость России от экспорта углеводородов в тяжелое для себя время он лишился дополнительной денежной подпитки. К примеру, за первое полугодие 2015 года из-за падения цен на нефть и газ федеральный бюджет потерял около 2 трлн рублей.
2. «Южный поток»
Вслед за аннексией Крыма к неприятному удивлению для Путина Европа внезапно отказалась от реализации российского газового проекта «Южный поток». 17 апреля 2014 года, ровно через месяц после «возвращения Крыма в родную гавань», Европейский парламент принял резолюцию, в которой рекомендовал отказаться от строительства газопровода. Правда, о заморозке «Южного потока» тогда речь еще не шла. Но донбасская авантюра Кремля заставила ЕС по-другому взглянуть на товарища Путина. И концу 2014 года Европа ему намекнула, что «кина не будет» – доверие кончилось. В итоге, сам же Путин 1 декабря 2014 года закопал «Южный поток» и поставил на нем крест, заявив, что Россия не может продолжать его реализацию из-за неконструктивной позиции Евросоюза.
Таким образом, очередное газовое щупальце Кремля, тянущееся в Европу, своими руками перерубил «великий комбинатор» Владимир Путин.
3. «Турецкий поток»
Но хозяин Кремля не унывал. Пытаясь выкрутиться из неудобной ситуации, Путин решил поиграть в газопроводы с Турцией, склоняя Анкару к сотрудничеству в рамках «Турецкого потока». Реализация данного газопровода, как и «Южного потока», могла бы уменьшить транзит российского газа через Украину в Европу. Однако сбитый 24 ноября 2015 года турецкими ВВС российский Су-24 поставил крест и на этом «перспективном» газовом проекте. Как и в ситуации с «Южным потоком», надгробие на могиле «Турецкого потока» своими руками устанавливал «великий комбинатор».
В данном случае очередное газовое щупальце Кремля было умерщвлено Путиным практически в зародыше.
4. «Северный поток-2»
После преждевременной смерти «Южного потока» Россия начала активно продвигать в 2015 году еще один газовый проект – «Северный поток-2». В Москве полагали, что, заручившись поддержкой газовых компаний Британии, Нидерландов, Австрии, Франции и ФРГ, можно будет запустить очередную газовую щупальцу в Европу по северному маршруту, в обход Третьего энергетического пакета ЕС. Однако на сегодняшний день Польша, Словакия и страны Прибалтики выступают против реализации данного газового проекта, указывая на угрозу возрастания энергетической зависимости ЕС от России. Так что, пока судьба нового газового проекта Кремля находится в очень подвешенном состоянии.
5. «Сила Сибири-1»
Кроме Европы команда «великого комбинатора» решила запустить газовые щупальца еще и на Восток, где главным потенциальным покупателем российского топлива есть Китай. Но и на «восточном фронте» товарища Путина в этом году преследовали одни неудачи.
В мае 2014 года глава Газпрома Алексей Миллер и президент Китайской национальной нефтегазовой корпорации Чжоу Цзипин подписали предварительные документы о поставке российского трубопроводного газа в Китай по восточному маршруту, используя инфраструктуру газопровода «Сила Сибири». Спустя год КНР, почему-то, не проявил интереса к дальнейшему диалогу с Кремлем по данному проекту. А осенью 2015 году эксперты Аналитического центра при правительстве РФ пришли к выводу, что нынешнее замедление китайской экономики снижает потребность КНР в газе в 2020 году почти на объем планируемых поставок из России по двум маршрутам «Силы Сибири». Кроме того, сейчас в Китае всерьез ведется работа по обеспечению страны геотермальной энергией. Ко всему этому добавилась еще и проблема отсутствия денег у Газпрома на «Силу Сибири». В этом году российский газовый монополист снизил расходы на реализацию «Силы Сибири» с 31 до 19 млрд. рублей, якобы по причине переноса сроков поставки оборудования на 2016-2017 гг. Другими словами – из-за отсутствия денег, которые, Газпром рассчитывает раздобыть в 2016-2017 гг.
6. «Сила Сибири-2»
На фоне продолжающейся напряженности в отношениях между Россией и ЕС, в этом году Кремль решил попугать Европу «разворотом на Восток». В частности, после облома с «Южным потоком» путинские пропагандисты придумали достойную ему замену – газопровод «Сила Сибири-2».
В мае этого года в Москве с официальным визитом находилась китайская делегация во главе с председателем КНР Си Цзиньпином. Тогда же между главой Газпрома Алексеем Миллером и вице-президентом Китайской национальной нефтегазовой корпорации Ван Дунцзинем было подписано соглашение об основных условиях поставок газа по западному маршруту (газопровод «Сила Сибири-2»). Согласно документу, Россия должна была поставлять на запад Китая ежегодно до 30 млрд. кубометров газа. Но дальнейшее падение цен на нефть, замедление спроса на газ в Китае и отсутствие у Газпрома необходимых финансовых ресурсов опять сделали реализацию очередного газового проекта нецелесообразной.
7. Туркменский вариант
Одновременно, пока Россия топталась в донбасском болоте, Туркменистан продолжал наращивать сотрудничество с КНР в энергетическом секторе. В ноябре этого года президент Туркменистана Г.Бердымухамедов побывал с визитом в Китае, в рамках которого он обсудил с главой КНР Си Цзиньпинем перспективы двустороннего энергетического сотрудничества. При этом китайский лидер подтвердил намерение КНР участвовать в разработке туркменского газового месторождения Галкиниш (запасы – около 26 трлн куб м газа) и строительстве четвертой ветки газопровода Туркменистан-Китай, что в свою очередь автоматически снизит заинтересованность китайского руководства в реализации проекта «Сила Сибири-2».
8. Курдский вариант
На фоне обострения российско-турецких отношений у Кремля всплыла еще одна проблема –Иракский Курдистан. 29 ноября в парламентском комитете по промышленности и энергетике Курдского регионального правительства Ирака заявили о готовности начать в 2017 году поставки газа в Турцию и Европу, дабы восполнить дефицит российского газа. По данным местных властей, запасы голубого топлива в Иракском Курдистане составляют свыше 5 трлн кубометров газа. А министр природных ресурсов Иракского Курдистана Ашти Хаврами заявил, что вся инфраструктура для поставок голубого топлива в Турцию практически готова.
Таким образом, в связи с нынешним обострением отношений между Москвой и Анкарой Россия в ближайшей перспективе может утратить еще одного перспективного покупателя газа – Турцию.
Также в этом году начала разрешиться иранская ядерная проблема. В случае возобновления сотрудничества Ирана и ЕС в энергетическом секторе, в Европу начнут поступать иранские нефть и газ, что уже окончательно не позволит России удерживать высокие цены на свои углеводороды и получать сверхприбыли от торговли ними.
Очень асимметричный удар №1
Кроме газовых проблем в этом году Россия столкнулась еще с проблемами в атомной энергетике. Примечательно, что атомные неприятности у Путина также стали следствием его агрессивной внешней политики. А вовлеченность в конфликты в Украине и Сирии, а также в борьбу за снятие западных санкций не позволила Кремлю изыскать необходимых финансовых и временных ресурсов для подписания выгодных контрактов на строительство АЭС в иностранных государствах. Дополнительным фактором, который не позволил России получить прибыль в этой сфере, стала излишняя заносчивость президента России.
1.АЭС в ЮАР
Итак, в марте этого года Китай увел из-под носа у России контракт на строительство шести АЭС в ЮАР. При этом российская сторона уже имела предварительные договоренности с южноафриканскими властями о строительстве атомных электростанций. Однако Поднебесная, имеющая достаточный финансовый запас прочности предложила ЮАР более приятные условия для будущей сделки. Общая стоимость договоренностей оценивается в 93 млрд. дол. США. То есть, Россия упустила практически готовую сделку по причине сосредоточения основных финансовых и человеческих/аппаратных ресурсов на вооруженных конфликтах в Сирии и на Донбассе.
2. АЭС в Аргентине
В ноябре этого года китайские партнеры России заключили с Аргентиной (стратегическим партнером РФ) контракт о строительстве двух АЭС в этой латиноамериканской стране. Стоимость проекта – около 14 млрд. дол. США. Что примечательно, соглашение было подписано прямо на саммите «Большой двадцатки», под самым носом у Путина. Хотя в апреле этого года Россия и Аргентина достигли предварительных договоренностей о том, что станции будет строить Росатом. Возможно, РФ могла бы перебить у китайцев контракт, но эти «проклятые Донбасс и Крым», да и еще Сирия, и отсутствие доступа к западным кредитам... Другими словами, не нашлось у Кремля денег для демпинга и подписания выгодного контракта с Аргентиной.
3. АЭС в Турции
В Турции Россия также имела свой атомный интерес – планировалась постройка АЭС «Аккую». Стоимость этого проекта оценивалась в сумму выше 20 млрд. дол. США. Однако ноябрьский инцидент с Су-24 перечеркнул эти планы. Здесь уже не Китай, а Путин собственноручно похоронил турецкий атомный проект после того, как 28 ноября подписал указ о введении санкций в отношении Турции.
Асимметричный удар №2
Помимо отсекания путинским режимом источников своих доходов от продажи энергоносителей он умудрялся за два года еще более усугубить свое финансовое положение путем втягивания себя в вооруженные конфликты. Как известно, война является источником обогащения. Но не для всех, а для победителей. Для побежденного война – это источник немыслимых финансовых, материальных и духовных растрат. Сложно понять, чем руководствовался Путин, начиная аннексию Крыма. Ведь Крым де-факто был русским. Истерия об украинизации и бандеровцах нагнеталась исключительно российскими СМИ и кремлевскими выкормышами в Украине. Проблема обновления корабельного состава ЧФ на самом деле не была бы столь актуальной при условии ведения Кремлем конструктивной политики в отношении Украины. А наличие на вооружении у России ракетных комплексов «Калибр-НК» вообще делал проблему обновления кораблей ЧФ в Севастополе неактуальной. К тому же «гениальная» крымская политика украинского руководства в течение 23 лет никоим образом не угрожала любителям «русского мира» в Крыму.
1. Донбасское болото
Не исключено, что на Путина негативно повлияла американская противоракетная оборона в Европе, в результате чего он перестал объективно оценивать ситуацию. А может, придворные геополитики, начитавшись перед этим Бжезинского и Маккиндера, вбили ему в голову мысль об исключительной важности Украины, без которой «великой России» не будет. Как 6ы там ни было, но после условно бескровной аннексии Крыма Путина натянули уже на вооруженный конфликт на Донбассе. А вооруженный конфликт – это деньги. Много денег – на «ополченцев», на премиальные для своих военных, на выплаты в случае смерти/ранения, на топливо, на технику, на боеприпасы, на содержание агентов влияния на Западе и в Украине, на пропаганду, на поддержание при жизни «Д/ЛНР» и на многое другое. Лишь на ведение информационной войны Кремль ежегодно тратит около 3,5 млрд. дол. США. Одновременно вовлеченность России в вооруженный конфликт на Донбассе провоцировала проблемы с недополучением федеральным бюджетом нефтедолларов.
2. Сирийское болото
Но кому-то показалось, что Донбасса для Путина будет мало, и его натянули еще и на Сирию. Ранее Кремль и так оказывал материальную и непрямую военную (в виде поставок техники и боеприпасов) поддержку Асаду. Но летом в Москве, почему-то, пришли к выводу, что решить проблему антироссийских санкций можно путем проведения военной операции в Сирии. Внезапно западные СМИ решили подыграть Путину в его «гениальной сирийской многоходовочке». В итоге, с конца сентября Россия влезла по уши в сирийское болото. И хотя нам опять рассказывают сказки, что Россия не будет там проводить сухопутную операцию, но сухопутных «зеленых человечков» на (в) сирийской земле уже предостаточно. И опять надо выделять деньги на топливо для самолетов и кораблей, на ракеты, на бомбы, на компенсацию семьям погибших военных, на премии и на многое другое. Выйдет ли Путин из Сирии победителем – пока неизвестно. Но Турцию он потерял уже надолго.
Не США такие – Россия такая
В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что благодаря «гениальной» внешней политике Владимира Путина, Россия за последние два года провела успешную операцию по окукливанию самой себя, отрезая своими руками главные источники своих доходов в энергетической сфере, параллельно ввязываясь в вооруженные конфликты без малейшей на то надобности. И, что самое обидное для дзюдоиста Путина: все это происходит при молчаливом и практически бесконтактном согласии Барака Обамы (energy-proryv2015.jpg). Другими словами, в нынешнем противостоянии между США и Россией Белый дом ведет с Кремлем бесконтактную асимметрическую войну в военной и энергетической сфере, что напоминает избиение Путиным самого себя.
Любители теории заговоров, могут возразить, что Путин не виноват – он вынужден был так действовать в Украине, мол, его спровоцировали США, которые «стремятся развалить Россию, используя Украину в своих геополитических играх». Возразим, что США не виновны в том, что Путин за 15 лет своего правления не смог преобразовать Россию из нефтегазовой колонки во что-то другое. Так же, как не виновата Украина в том, что Путин за два года не провел в Крым свет. И если нынешние слабости путинского режима США эффективно используют против России, значит пора избавляться от своих слабостей, а также их первоисточников, тянущих страну и народ во тьму болезненную прошлого.
Источник: УНН