Россия просит Запад поднять Крым с колен
В конце февраля в Симферополе прошла конференция крымского регионального отделения Вольного экономического общества России, в ходе которой обсуждался вопрос, как в условиях санкций развивать Крым и Севастополь, и когда на полуострове в полную силу заработает «знаменитая» федеральная целевая программа «социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года».
В конце февраля в Симферополе прошла конференция крымского регионального отделения Вольного экономического общества России, в ходе которой обсуждался вопрос, как в условиях санкций развивать Крым и Севастополь, и когда на полуострове в полную силу заработает «знаменитая» федеральная целевая программа «социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года».
В мероприятии, в частности, принимал участие советник президента РФ, заместитель руководителя Вольного общества Сергей Глазьев. В своем выступлении он заявил, что эффективной формой привлечения финансового ресурса в развитие Крыма и Севастополя могут стать специальные инвестиционные контракты. При этом, по мнению помощника Путина, «несмотря на создание в Крыму льготных условий и соответствующего законодательного обеспечения развития экономики, здесь, как нигде, ощущается нехватка кредитных ресурсов и финансовых возможностей для реализации инвестиционных проектов».
Как оказалось, причина такой нехватки лежит на поверхности – сейчас Крым является временно оккупированной территорией, находящейся под западными санкциями, а посему и чувствуется нехватка кредитных ресурсов. «В условиях внешних санкций привлечь кредиты даже государственных банков в Крым крайне проблематично, не говоря уже о ресурсах коммерческих банков. В связи с этим без специальных институтов финансирования инвестиций задачи первого ряда по развитию инфраструктуры, здравоохранения, агропромышленного комплекса Крыма и Севастополя выполнить достаточно сложно», – подчеркнул Глазьев во время своего выступления.
Свое видение обхода западных санкций в Крыму предложил «представитель АРК при президенте России, вице-премьер правительства» Сергея Аксенова Георгий Мурадов. По его мнению, в условиях «нелегальных западных санкций» в отношении Крыма для их обхода требуется привлечение трастовой формы бизнеса. «Если все санкции не оформлены решениями Совета безопасности ООН, то отвечать на них в рамках обычных методов невозможно, – подчеркнул он. – Значит, мы должны готовить меры особого характера». В качестве особых мер Мурадов предложил использовать трастовые фонды – когда бенефициар закрыт, «и никакие попытки санкционного обложения этого бенефициара не получатся». По его мнению, в этой ситуации необходимо политическое решение, поскольку нужно обеспечить приток именно иностранных инвестиций. «Это живые деньги, которые привносятся в экономику не только Крыма, но и России, – указал Мурадов.
-- А теперь – самое интересное
По федеральной целевой программе «социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года» российское руководство планировало вложить в оккупированные территории Крыма и Севастополя более 700 млрд. руб. Как мы помним, в прошлом году оккупанты по этой программе выделили в лучшем случае около 5 млрд. рублей. В 2016 году деньги еще не выделялись, хотя уже прошло два месяца.
И теперь господа Глазьев и Мурадов признаются в том, что для нормального развития Крыма и Севастополя необходимы привлечение инвестиций и льготное кредитование бизнеса. Но самое интересное заключается в том, что советник с полпредом Путина признались в страшной тайне: из России инвестиции и кредиты Севастополь и Крым получить не могут – нужны «проклятые» финансовый ресурсы «загнивающего Запада». И поскольку в отношении Крыма и Севастополя действует режим санкций, необходимо еще незаметно пойти на нарушения законодательства для привлечения западных инвестиций. А инвестиции, видимо, ой как нужны, так как, исходя из высказываний Глазьева, без них в Крыму не получится развить инфраструктуру, здравоохранение и агропромышленный комплекс.
Исходя из такой нездоровой заинтересованности представителей российской власти в привлечении западного капитала для развития Крыма и Севастополя, можно сделать следующий вывод. Сегодня руководство России не может обеспечить реализацию ФЦП-2020 в ранее заявленных объемах в связи с отсутствием на нее в российской казне средств. 700 млрд. рублей – это весьма солидная сумма и ее должно было бы вполне хватить на развитие полуострова. Если же в дополнение к этой сумме хотят привлекать еще какие-то инвестиции, значит, имеются серьезные проблемы с реализацией ФЦП-2020. И вместо выделения заложенных в бюджет средств российские власти терзаются вопросом относительно того, когда ФЦП-2020 заработает на полную силу.
При этом, заслуживает на внимание тот момент, что Глазьев с Мурадовым не рассматривают вопросы привлечение российских инвестиций на развитие Крыма и Севастополя, что, видимо, также связано с серьезными экономическими проблемами в России. Хотя, не исключено, что попытка РФ привлечь в Крым западный капитал с помощью трастовых фондов может решать и другую задачу – быть пробным шагом в направлении смягчения санкционного режима в отношении Крыма и Севастополя с последующим признанием Западом их российской принадлежности.
В целом, не вникая в скрытый смысл высказываний Глазьева и Мурадова, можно резюмировать, что мы стали свидетелями того, как Россия просит у Запада денег на поднятие Крыма с колен, поскольку у великой державы поднять сворованный полуостров своих сил (денег) не хватает.