Коли винні у анексії Криму Росією понесуть відповідальність?
Вимагаючи результатів, необхідно чітко розуміти: мало наштампувати кримінальних справ
Мовою оригіналу
Относительно привлечения к ответственности за оккупацию Крыма
Один из наиболее частых вопросов в контексте ситуации с Крымом – что делается для привлечения к ответственности тех, кто осуществлял аннексию, содействовал или продолжает содействовать российским оккупантам?
В этой связи несколько ремарок по поводу того, как обстоят дела на данный момент.
Вчера в Верховной Раде состоялось заседание межфракционной группы «Крым». Тема - прикладная. Мы с коллегами заслушали отчет прокурора АРК Гюндуза Мамедова о деятельности прокуратуры в предыдущие годы и обсудили, какие конкретно шаги необходимо предпринять, чтобы повысить эффективность работы.
Прокуратура Автономної Республіки Кримhttps://www.facebook.com/prok.arkrym – это небольшой коллектив (42 человека; дислоцируются в Киеве и Херсоне), который совсем недавно начал функционировать в нормальных условиях. Во многом именно от результатов этого коллектива зависит успешное рассмотрение дел по Крыму и Севастополю не только в украинских, но и в международных судах.
На сегодняшний день прокуратура АРК осуществляла процессуальное руководство – по 1395 делам, расследуется уголовных дел – 825, завершено 181 досудебное расследование. За каждой этой цифрой – конкретные люди (оккупанты и их прихлебатели), ставшие инструментом аннексии Крыма, и кропотливая работа следователей и прокуроров. Однако суды вынесли только 9 приговоров. Отчасти это обусловлено долгим процессом заочного осуждения и рядом технических вопросов (банальным отсутствием судей для коллегиального рассмотрения дел о госизмене, затягиванием процесса со стороны защиты и т.д.).
Не секрет, что в обществе существует запрос на аресты, «посадки» и, желательно, публичные казни. Нередко звучат претензии, что «государство ничего не делает». Лично мне также хотелось бы быстрой и суровой кары для негодяев.
Но, требуя результатов, необходимо четко понимать: мало наштамповать уголовных дел. Нужно, чтобы эти дела не только не развалились в украинских судах, но и – что еще более важно - потом не были обнулены на международном уровне, а Украина не выплачивала компенсации. В этом плане имеется негативный опыт Грузии, когда многие, казалось бы, очевидные процессы по агрессии России закончились ничем. Приходится учитывать массу тонкостей именно с прицелом на международные суды. Нам может очень не нравиться что-то, происходящее в Крыму, но далеко не все из этого будет считаться нарушением международного гуманитарного права. И в этих условиях нужно сделать максимум.
Здесь всплывает целый ряд проблем, касающихся и общих пробелов в украинском законодательстве, и организационных моментов, непосредственно связанных с прокуратурой АРК.
Во-первых, преступления россиян и их пособников в Крыму с точки зрения судебной перспективы должны рассматриваться в контексте военных преступлений и преступлений против человечности. Но в украинском УК нет соответствующих статей! Сейчас прокуратура опирается на ст. 438 УК «Нарушение законов и обычаев войны», а также на статьи в отношении преступлений против национальной безопасности.
Во-вторых, необходимо дать четкое законодательное определение коллаборационизма. (К слову, в Раде пылится с декабря прошлого года законопроект №7426, соавтором которого я являюсь – «Про внесення змін до Кримінального кодексу України (щодо колабораціонізму та посилення відповідальності за державну зраду)». Почему его не выносят на голосование ВР - загадка);
В-третьих, нужны действенные (и приемлемые для судей) механизмы идентификации не только кораблей и самолетов, незаконно прибывающих в оккупированный Крым, но и членов экипажей. Грубо говоря, корабль к ответственности привлечь невозможно. К уголовной ответственности привлекаются люди. И если капитан корабля или пилот авиалайнера будет знать, что он получит персональное уголовное дело, желающих нарушать украинскую границу станет меньше, аннексия Крыма будет для России еще дороже. Открытие Керченского моста делает круг преступников еще более широким.
Четвертый момент, есть необходимость внести изменения в ст. 12 Закона «Про забезпечення прав і свобод громадян та правовий режим на тимчасово окупованій території України». Он принимался в момент, когда прокуратура АРК еще не была воссоздана на материке. Поэтому дела по Крыму расписывались на другие региональные прокуратуры. Это норма действует и сейчас, поэтому прокуратура АРК для возбуждения любого уголовного дела против оккупантов/коллаборантов в сфере своей прямой компетенции должна сначала получить «добро» от ГПУ, что противоречит здравому смыслу и приводит к затягиванию процесса.
Есть еще десятки вопросов, которые требуют внимания, времени и ресурсов. Прокуратурой АРК проведен большой объем подготовительной работы (например, официально установлен список захваченных оккупантами активов на сумму почти 1,1 трлн. грн.), но, чтобы конвертировать её в судебные решения, правоохранителям нужна не только критика, но и помощь.
По итогам вчерашнего заседания, среди прочего, были приняты такие решения:
Обратиться к руководству Комитета ВРУ по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности с просьбой активизировать процесс включения в повестку дня законопроекта (он уже год лежит без движения) относительно изменений в ст. 12 закона о правовом режиме временно оккупированных территорий. Обратиться с аналогичной просьбой к спикеру Верховной Рады. Это технический вопрос, который не вызывает никаких дискуссий. Лично я буду просить коллег по фракции максимально поддержать этот законопроект. Руководитель группы «Крым» Алексей Гончаренко и глава Меджлиса Рефат Чубаров проведут работу во фракции БПП.
Подготовить проект изменений в законодательство с целью предоставления руководителю прокуратуры АРК статуса заместителя Генпрокурора (по аналогии с главным военным прокурором и руководителем САП). Объективно перед прокурором АРК стоит целый ряд задач, которых нет у «обычного» прокурора области. И объем этих задач будет стремительно нарастать. В интересах страны, чтобы они решались быстро и результативно.
Обратиться к Генпрокурору Украины с просьбой рассмотреть возможность увеличения штатной численности прокуратуры АРК сообразно объему вопросов, на которые нужно подготовить ответы.
Наконец, межфракционная группа «Крым» решила обратиться к спикеру Верховной Рады с просьбой провести в сентябре-октябре 2018 г. специальный сессионный «день Крыма» (по аналогии с другими тематическими днями), во время которого можно будет рассмотреть широкий спектр законопроектов относительно оккупированного полуострова. За ближайшие месяцы мы инвентаризируем все проблемы, в том числе – оставшиеся без надлежащей реакции по итогам проведения парламентских слушаний относительно Крыма.