Туреччина і Реджеп Пречудовий: куди мрії приведуть Ердогана
У яку гру сьогодні грає президент Туреччини Реджеп Ердоган
Мовою оригіналу
Президент Турции Эрдоган войдет в историю своей страны как человек, окончательно демонтировавший кемалистсткую Республику, ту Турцию, которая почти 100 лет была чуть ли не единственным примером мусульманского государства (Босния и Герцеговина явно не в счет), сумевшего стать одной из ведущих экономик мира и кандидатом на вступление в Евросоюз, будучи в Европе географически всего на 5% своей территории. Патриархальная анатолийская старина, религиозное воспитание, грезы о былом величии османов - все это Ататюрк, Исмет Иноню и их последователи задвинули в пыльный угол истории, откуда, вовремя поняв куда дует ветер народных чаяний, их вовремя вытащил сын простого турецкого пограничника, умеренный исламист Реджеп Тайип Эрдоган.
Будапешт и Багдад. Дубровник и Дамаск. Прозрачные воды Адриатики и мутный прибой Каспия. Голуби над Стамбулом и снег на вершине когда-то армянского Арарата. Все это – география великой империи османов времен своего наивысшего расцвета при султане Сулеймане Великолепном в 16-м веке.
Разве нация, имеющая такую историю, заслуживает быть на вторых ролях у США и Германии? Конечно же нет! Именно так думает Реджеп Тайип Эрдоган, действующий президент Турции. Именно так думает турецкий избиратель, поддержавший в ноябре 2015 года 56% голосов партию Закон и Справедливость, партию Эрдогана, открыто провозгласившую курс на традиционные исламские ценности в сочетании с либеральным экономическим курсом.
Последние новости из Турции ужасают европейских обывателей и заставляют сжимать кулаки от гнева лидеров мировых держав: 46 журналистов арестовано по обвинению в связях с проповедником Гюленом, толпы, скандирующие «Верните смертную казнь» и «Смерть США» у ворот базы Инджирлик, на которой базируются истребители НАТО и (на минуточку!) тактические ядерные пусковые установки американцев… Пытки арестованных участников переворота в тюрьмах не дают спокойно спать международным правозащитникам. Но. Разве Эрдоган делает что-то, противоречащее тысячелетней османской традиции отдавать на милость султана побежденных? И он отлично играет свою роль перед беснующейся толпой – на днях более 700 рядовых солдат были отпущены из заключения, а позавчера турецкий лидер объявил что прощает (но в первый и в последний раз!) всех своих обидчиков, отозвав из судебного производства более 2000 дел об оскорблении султа… простите, президента. По которым, к слову, фигурантам грозило, согласно статьи 299 Кодекса о наказаниях, заключение на срок от года до четырех.
Все задаются вопросом – что будет дальше, куда повернет турецкий корабль? Что означает встреча с Путиным 9 августа в Сочи перед саммитом G20? Неужели, Эрдоган от откажется от партнерства с Западом?
Не надо переживать – не откажется. Был ли переворот инспирирован самим Эрдоганом, или он оказался способным оппортунистом – сейчас уже не так важно. Важно то, что инициатива на 100% в его руках, и Владимир Владимирович, равно как и эмир Катара, с которым турецкий лидер встретился вчера в Анкаре, призваны стать участниками, пусть и не последними, спектакля под названием «Новый Сулейман Великолепный», который правящая партия умеренных (да-да! Именно умеренных, потому что неумеренный исламизм – ИГ – вот он, прямо под боком) готовится показать восхищенному турецкому зрителю. Как и Путин, Эрдоган прекрасно понимает, что домашний зритель сейчас главнее внешнего, и потому все его жесты последнего времени направлены на укрепление имиджа «сурового, но справедливого султана».
Зрада или перемога ждет Украину после встречи 9 августа в Сочи? Скорее, очередная горькая пилюля понимания того, что Турция никогда не будет союзником Украины, равно и как России, в силу исторического характера противостояния, начиная с Екатерины ІІ и заканчивая Сирией, позиции по которой у Путина с Эрдоганом никак не совпадают, и даже после 9 августа не совпадут. Но Восток - дело тонкое, и вчерашний враг - сегодня лучший друг, а вчерашний друг (США) – противник, солдат которого на базе Инджирлик сегодня ночью слегка покошмарили турецкие силовики, под предлогом информации о повторной попытке переворота. Потом, правда, сказали, что это были учения.