Норвегия теснит «Газпром»
Новая энергетическая политика ЕС работает: страна викингов обошла Россию в страны Западной Европе
В финальной четверти 2014 года Норвегия поставила в страны Западной Европы больше газа, чем Россия – таковы данные Еврокомиссии, представленные в докладе на прошлой неделе. Последние годы Россия прочно занимала место главного поставщика природного газа в Европу. Наша страна впервые сдает лидирующие позиции в регионе с 2012 года.
Сегодня разрыв существенный: согласно все тем же данным Еврокомиссии, в последние три месяца 2014 года Россия поставила в Западную Европу 20,1 млрд кубометров газа, а Норвегия – 31,3 млрд кубометров. В начале 2015 года тренд сохраняется: главный норвежский оператор Gassko сообщил о 29,2 млрд кубометрах газа, поставленных в Западную Европу за первый квартал нового года. Данные «Газпрома» за тот же период – 20,29 млрд кубометров.
При этом по итогам 2014 года, Россия остается главным европейским поставщиком газа, правда, ее доля на рынке сократилась с 43 до 42%. Доля Норвегии, наоборот, возросла – с 34 до 38%.
Европейские чиновники должны быть довольны: эти цифры хорошо укладываются в стратегию Энергетического союза ЕС. Сам Энергетический союз, учредить который окончательно договорились лишь весной этого года, пока на стадии оформления – но разговоры о необходимости создания органа, который отвечал бы за энергетическую безопасность Европы, ходили давно. Так, еще год назад нынешний председатель Европейского совета Дональд Туск, тогда занимавший пост премьер-министра Польши, в статье для Financial Times предложил «противопоставить монополии России единый европейский орган, отвечающий за покупку у нее газа». В качестве аргумента польский премьер напомнил газовые конфликты Москвы и Киева в 2006 и 2009 году, из-за которых цены на газ в Европе стали резко расти.
Неудивительно, что об энергетической безопасности вновь задумались сейчас, в условиях украинского конфликта и нового кризиса в отношениях Москвы и Киева. Стратегия Энергетической союза, принятая в феврале 2015 года, предполагает снижение зависимости Европы от российского газа за счет переключения на других поставщиков: «ЕС будет развивать энергетическое партнерство с все более важными экспортирующими и транзитными странами и регионами – Алжиром и Турцией, Азербайджаном и Туркменистаном, Ближним Востоком, Африкой – и другими потенциальными поставщиками. ЕС будет дальше развивать партнерство с Норвегией, деловые отношения с США и Канадой. Когда условия будут благоприятными, ЕС вернется к пересмотру энергетических отношений с Россией».
Поддержка Евросоюза помогла увеличить показатели Норвегии, считают поставщики. «Причина, по которой Норвегия опередила Россию, тесно связана со стратегией ЕС, направленной на дифференциацию их газового импорта и укрепление партнерских отношений с нашей страной», – рассказали «Новой» в Норвежской ассоциации нефтяной и газовой промышленности. Другой причиной в ассоциации называют гибкую ценовую политику, которую ведет Норвегия.
Кроме того, некоторые традиционные партнеры России постепенно ограничивают сотрудничество и обращаются к норвежским конкурентам. Так, в 2014 году Литва подписала соглашение с норвежской компанией Statoil сроком на 5 лет. По этому соглашению, Литва обязуется получать 540 млн кубометров сжиженного природного газа ежегодно – это около 16% потребностей страны. До сих пор литовцы покрывали свои потребности исключительно за счет поставок «Газпрома»: монопольное положение позволило «Газпрому» установить одну из самых высоких среди европейцев цен. Первый прибалтийский терминал для сжиженного газа из Норвегии открылся в Клайпеде в октябре 2014 года – президент Литвы Даля Грибаускайте назвала это событие «победой всего государства, энергетической независимостью и политической свободой», а вице-председатель Еврокомиссии Гюнтер Эттингер призвал другие страны последовать примеру Литвы.
Однако главной причиной уменьшения российской доли на европейском рынке остается газовая политика самой России. В 2014 году из-за украинского конфликта Россия резко сократила поставки по своему главному магистральному газопроводу, проходящему через Украину в Словакию и доставляющему газ в страны ЕС. «Поставки по этому газопроводу сократились на 41% в 2014 году, а во второй половине года – на 64% по сравнению с показателями 2013 года, – говорится в докладе Энергетического союза. – Это было частично компенсировано поставками по газопроводу «Северный поток», которые выросли на 49% по сравнению с прошлым годом».
Норвежские поставщики надеются, что эта тенденция закрепится и станет долговременной. «Это последствия той политики, которую проводил Европейский союз на протяжении последних нескольких лет, – говорят в Норвежской ассоциации нефтяной и газовой промышленности. – К тому же, не стоит недооценивать экологический аспект: при добыче норвежского газа образуется на 60% меньше вредных выбросов, чем средний международный показатель».
Однако независимые эксперты не берутся предсказывать, как поведет себя газовый рынок в ближайшее время. С одной стороны – декларируемая Евросоюзом политика энергетической безопасности и независимости от российских поставщиков. С другой – вопрос экономии: некоторым странам покупать у «Газпрома» выгоднее. Например, Латвия, на которую надеялась Литва в реализации сжиженного газа из Норвегии, пока отказалась участвовать в проекте: она получает газ из России с 15-процентной скидкой и вполне довольна.
«На самом деле, многое зависит от того, как будет меняться спрос на газ в самой Европе, – считает норвежский экономист в области энергетики Карен Санд. – Долгосрочная перспектива ЕС – добиться снижения потребления газа в принципе, но это произойдет не скоро. А пока – российские контракты остаются, их никто не разрывает. И покупатель всегда будет стремиться купить то, что ему предлагают, по меньшей цене. Если он сочтет российский газ более дешевым, то выберет его, если норвежский – то норвежский. Это вопрос рынка, а не политики – вряд ли кто-то будет покупать дорогой газ из идеологических соображений».
Источник: Новая газета