О Великом злодеянии
К 100-летию геноцида армянского народа
Исполняется 100 лет чудовищнейшему преступлению XX века - геноциду армян, греков и ассирийцев в Османской империи. Однако, греки на признании геноцида не настаивают, возможно, потому что в их войне с Турцией в 20-е годы имели место взаимные акты геноцида, а у ассирийцев нет ни государства, ни влиятельной диаспоры.
По-армянски те трагические события называются "Великое злодеяние".
Об этом Великом злодеянии говорится и будет сказано множество гневных и трогательно проникновенных слов.
Обязательно вспомнят о том, что Гитлер, "давая отмашку" на холокост, сослался на то, что за армянский геноцид никто не ответил и, вообще, его уже подзабыли. Хотя одно из самых знаменитых художественных произведений, написанных неармянином и посвященных той трагедии, австрийский немец Франц Верфель ("40 дней Муса-дага") опубликовал именно в 1933 году.
Холокост я специально написал так. Потому, что это древнегреческое слово, обозначающее ритуальное всесожжение жертв на алтаре, относится не только к приказу о поголовном уничтожении людей, хоть один из родителей которого был этническим евреем (в таком конкретном случае пишут "Холокост" - как эквивалент понятия Катастрофа (европейского еврейства)) или Шоа (то же - на иврите), но и к поголовному уничтожению таборных цыган и геев.
"Хуже того", после того как дирекция израильского Мемориала Катастрофы и Героизма "Яд ва-Шем"* разместила в нём памятник жертвам Голодомора, эта трагедия Украины и России, по сути, также может считаться одним из холокостов.
Как обычно сторонники официальной турецкой позиции скажут, что это был не геноцид, а подавление восстания переселяемых армян, в лучшем случае, что это была "гражданская война". Но ведь мы знаем, что и уже официально названные геноцидом в российском законе 1991 года "О реабилитации репрессированных народов" сталинские депортации их латентные апологеты сейчас именуют спокойным словом "переселение".
Хотя формально приказы младотурецких лидеров в 1915 году касались именно "переселения". И действительно, уцелевших от резни должны были отправить в срочно созданные концлагеря в Сирии и Месопотамии. Хотя в тот период, когда разбитая и частично оккупированная Турция зависела от Антаны, в 1919 году стране был проведён Специальный военный трибунал, признавший вину (бежавших к тому времении из Турции) лидеров османской партии власти Иттихат ("Единение и Прогресс") в организации ими умышленного организованного геноцида армян и греков (дословно "представителей обособленных сообществ") и заочно приговоривших их к смертной казни. Однако, при Ататюрке, "вставшая с колен" Турция, отказалась признавать итоги того трибунала, как "навязанного оккупантами". И всё забылось - тем более, что Ататюрк получил поддержку от Ленина и разбил Армению и Грецию в войнах с ними.
Наверное, вспомнят о том, что главный союзник и спонсор Османской империи – кайзеровская Германия, отлично зная от своей многочисленной агентуры о творящемся кошмаре, никак не использовала своё огромное влияние при дворе (ведь Пруссия была идеалом для ведущих модернизацию страны младотурок) для прекращения резни.
Но почти никто (просто никто) не вспомнит, что есть некая ответственность и на наместнике Кавказа Воронцове-Дашкове вполне провокационно публично расточавшего обещания оказать армянам поддержку в случае их антитурецких выступлений, и в российском Генеральном штабе, который пытался через разведку опереться на местное население в огромном тогда ареале армян, а также курдов на территории, которая считается армянами Западной Арменией. Это не только окрестности священного Арарата, это клин территории, доходящей до берега Средиземного моря в областях, ныне прилегающих к Сирии (Киликия). Вся эта земля, тогда обильно заселённая армянами, по тайному соглашению союзников перепадала Российской империи. Как и Дарданеллы со Стамбулом с его огромной тогда долей армянского населению, на поддержку которого, как и на греков (а вместе – мало-мало половина будущих константинопольцев) потенциальная оккупирующая держава очень рассчитывала (И можно было представить, как на параде победы царь объявляет Царьград русской Храмовой горой**).
А вот понимали ли петербургские стратеги, как отзовутся на миллионах беззащитных армян их интриги за линией фронта? Полагаю, ни секунды не задумывались…
Но 1915 год – это не только армянский, греческий и ассирийский геноцид, называемый "переселением". Это ещё и массовое (числом до полумиллиона) выселение российскими войсками евреев из прифронтовой полосы, начавшееся даже чуть раньше армянских погромов. Это переселение сопровождалось военными погромами, отступающая в панике армия вымещала злобу на самых беззащитных… Командовал этим всем кумир либералов и надежда союзников - великий князь Николай Николаевич. Градус антисемитизма (евреев как германоязычных напропалую обвиняли в шпионаже) взлетел так, что цвет российской интеллигенции дважды выпускал публицистический сборник "Щит" с осуждением юдофобии.
Было также и насильственное выселение российской армией мусульман из прифронтовой полосы на Кавказе.
Всё это плавно подводит к труднейшему разговору о преследовании "ревизионистов холокоста" и за расистскую пропаганду. Все ссылаются на знаменитейшую Первую поправку (из пакета поправок 1786 года) к американской конституции. Подлость и идиотизм отечественной правоприменительной практики оставим в стороне. Например, по борьбе с наркотой (вечные подбросы, кетаминовые и маковые процессы) она такова, что первым порывом является призыв всё легализовать: дураки пускай мрут, но эту мясорубку расправ необходимо остановить сейчас же.
Американское общество сильно отличается не только от российского, но и от европейского. Об этом – чуть позже.
Прежде всего, надо чётко понимать две вещи.
Первое. Отрицатели холокоста (вариант: отрицатели признанных масштабов холокоста) по странному стечению обстоятельств являются его латентными сторонниками: ну, шепчут, вот не так зверски, конечно, но что-то надо было делать. Отрицатели убийства 6 миллионов евреев – "случайно" антисемиты и поклонники теории всемирного заговора. Отрицатели Голодомора – это сторонники сталинских антикрестьянских (или/и антиукраинских) репрессий. В государствах Балтии, Украине и Беларуси – отрицатели тамошней национальной государственности.
Отрицание нацистского и коммунистического геноцида почему-то всегда является формой его оправдания.
Второе. Каждому геноциду, каждой этнической чистке, каждому погрому предшествует многолетняя психологическая обработка. Российским (русским, украинским и молдавским) погромщикам вековой давности, а также нацистам "очень помогла" многовековая традиция христианского антисемитизма. Но чтобы спокойное, довольно зашуганное крестьянское и полукрестьянское население черты оседлости и дрессированные немецкие бюргеры оказались способны на погромы и эсэсовские преступления – их надо было дополнительно подвергнуть интенсивной пропагандистской обработке.
Одни "Протоколы Сионских мудрецов", в которых формально нет никаких антиеврейских выпадов, на 110 лет стали манифестом антисемитизма, и внесли огромный вклад в довоенную юдофобскую вакханалию.
Существуй и применяйся в царской России и в Веймарской Германии аналог отечественной 282-ой статьи, названной "русской", и все идеологи черносотенного движения и национал-социалистической партии были бы немедленно осуждены.
Другое дело, что современная российская правоприменительная практика трактует запрет на расизм (в расширительном смысле слова) значительно шире, чем это позволяет Международный пакт о гражданских и политических правах, который, между прочим, прямо требует от правительств преследования тех, кто призывает к гонениям и дискриминации по расовому, этническому и религиозному признаку или их оправдывает и обосновывает.
Ещё одна особенность российской юстиции: нормы, специально приспособленные к защите меньшинств, обращены на защиту формального большинства – православных русских. Нетрудно понять, что запрет на расистскую пропаганду имеет целью не уберечь слух и глаз чувствительных меньшинств от обидных слов или карикатур, но предотвратить психологическую подготовку того, что называют "преступления ненависти". Он не имеет смысла для защиты большинства, тем более, большинства, образующего ядро нации. Именно поэтому таким бредом являются обвинения против Бориса Стомахина, вызывавшего, говоря библейским слогом, "потоки огня и серы" на свою же страну.
Северная Америка, в отличие от России, Европы и Восточной Азии, не знала ни тоталитарного террора, ни серьёзных попыток прорваться к власти тоталитарных партий. Вопреки почти всем тамошним политическим триллерам, начиная с "Железной пяты" Джека Лондона, которой исполняется 110 лет, в Северной Америке настолько сильное социокультурное блокирование тоталитаризма, что нет ни одной политической силы, которая могла бы сделать ставку на расизм.
Кроме того, в Северной Америке нет большинства. Католики, ирландцы, негры, геи, инвалиды и женщины – все считаются "меньшинствами", когда речь идёт о мотивах "преступлений ненависти". А "большинство" - белые мужчины протестанты англосаксонского происхождения – знаменитые WASPы, давно чувствуют себя буквально живущими в осаде. А нынешние американские нравы таковы, что малейшая тень расизма превращает деятеля в полного маргинала, структура же бедности такова, что демагог-популист обречён искать поддержки именно в афроамериканской и латиноговорящей среде, что превращает для него любой, самый тонкий расистский намёк в быстрый способ политического самоубийства.
"Железная" Двухпартийная Система США и Канады (в отличие от полипартийности России и Европы) не даёт никому возможности пробиться к власти на волне расистской и ксенофобской демагогии. Здесь интересна эволюция Демократической партии. После того, как Линкольн превратил республиканцев в искоренителей рабовладения, она превратилась на Юге в партию постконфедератов, "диксикраторов" (правителей Юга), точно также как компартия России стала партией постсталинистов, советских фундаменталистов.
Но экспансия в Нью-Йорк, где республиканцы были партией истеблишмента, вынудила демократов сделать ставку на бывших иммигрантов – католиков, евреев, итальянцев, ирландцев, поляков… Поэтому демократические политики были остро заинтересованы в политической, а значит и гражданской интеграции приезжих, и не поддержали американский вариант антииммиграционного движения "коренных", развернувшегося в последней четверти позапрошлого века. Но зато Нью-Йорк и Бостон стали вотчиной Демпартии, хотя при этом "Большое Яблоко" на полвека превратился в вотчину самой отчаянной политической коррупции.
В результате этих эволюций возникла партия, которая в наших реалиях напоминала бы ассоциацию ЛДПР (за Уралом и на Северном Кавказе) и партии "ЯБЛОКО" (в европейской части).
Забавно, что если бы в Москве была полноценная демократия, а приезжие также легко и просто получали бы право голоса, как это было 110 лет назад в Америке, то голоса мусульман играли бы на выборах мэра ключевую роль. Легкую тень такого сценария мы увидели, когда два года назад в борьбе с Навальным столичные власти и Кремль изо всех сил изображали "буржуазных космополитов", а даже в "яблочных" роликах остерегали от превращения Москвы в среднеазиатскую провинцию.
Если же вернуться в Америку, к перипетиям тамошнего партстроительства, то в итоге ста лет политической эволюции демократов союз либералов Востока и консерваторов Юга привел к власти тандем бостонца Кеннеди и техасца Джонсона. Который и подписал Акт о гражданских правах (Мартин-Лютер-Кинг-акт), что так и не решился внести в Конгресс сын бутлегера душка Кеннеди.
Просто в Северной Америке*** гражданская нация действительно полностью лишена этнической подосновы, поскольку США – это не национальное, но цивилизационное государство. В этом её отличие от Западной Европы, где у политической нации молчаливо**** признается очень конкретное этническое и даже этноконфессиональное ядро, и значит, что всегда есть щель, через которую может прорваться к власти сила, апеллирующая к ксенофобии. Поэтому в Западной Европе очень строго карают за расистскую пропаганду, а в Северной и Южной Америке гражданское общество само регулирует проблему.
* Дословно: "рука и имя", переносное значение "Имя и Память". "И дам Я им в доме Моём и в стенах Моих память и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам ему вечное имя, которое не истребится." (Ис. 56:5)
** Я убеждён, что лишь страх перед мстителями из ИГИЛ не позволил год назад Путину и его спичрайтерам уподобить Херсонес русской Каабе. Как и латентная юдофобия отечественной политики не позволила просто провести очень понятную аналогию с Сионом, как это сделал бы любой западный политик. А что, прозвать "вежливых людей" - новыми тамплиерами ("рыцарями-храмовниками", как в старых переводах Вальтера Скотта)?
*** В Южной Америке ситуация похожая.
**** В остальной Европе – не молчаливо, а очень громко.