Ключ к социальной природе путинизма
О вредности однозначных формулировок и «молчания ягнят»
На наших глазах в Москве - варварски, ночью, был уничтожен целый кластер столичной торгово-сервисной отрасли, на которую были задействованы десятки тысяч людей, предоставлявлявшей удобные и недорогие возможности по меньшей мере миллиону кинетических и потенциальных москвичей.
И замены этому кластеру нет. Ведь когда сносились рыночки около метро - это часттично компенсировалось возникновением вот таких павильонов.
Но снос какой-нибудь "Крошечки-картошечки" не компенсируется работой ресторана или кафетерия в универсаме.
Перед этим разразился кризис с валютной ипотекой - нож острый именно для того низшего среднего класса, что так вырос и окреп при Путине.
А до этого, этот класс лишили возможности отдыха на тёплом море в самый депрессивный позднеосенне-зимний период. И из-за копеек поссорились с дальнобойщиками.
Всё вместе это явно выходит за рамки собянинской угрюм-бурчеевщины, для которой уже придумали замечательное название "Ночь длинных ковшей", которое всем было бы хорошо, но уже использовалось в июне 2011 года, когда были снесены - так же точно, "как тать в нощи" - исторические здания на Большой Ордынке и Никитской улицах. И авторство этого убийственного слогана принадлежит "Архнадзору".
На первый взгляд власти парадоксально уничтожают свою социальную базу - мелкую буржуазию, классическую опору именно таких популистских консервативных диктатур фашистского типа. Герои Стругацких - историки XXII века - сказали, что это - противоречит "базовой теории фашизма".
Но и в какую-нибудь левацко-популистскую модель "боливарианского социализма", когда государство душит средний класс ради борьбы с нищетой, это тоже не похоже. Социалку путинсты режут по-чёрному.
Происходящее помогает лушче понять дальнейшую эволюцию путинизма. С уверенностью можно сказать, что нам не будут предлагать ни классическую модель фашизма (как диктатуры "реакционной мелкой буржуазии"), и ни некий антибуржуазный мобилизационный вариант (иначе бы про "национальную идею" говорили в исторически-романтической тональности весны 2014 года), но нечто иное.
Мы подойдём к правильной разгадке, если осознаем, что социальные практики, которые мы привычно называем фашизом, стали называться таковым только после того, как западное человечество было избаловано либеральным конституционализмом XIX - начала XX веков. До этого арест без суда и следствия и отправку в Бастилию по "открытом письму" при самых просвещённых французских королях.
После всех судебных реформ Александра II, которые, казалось, перечеркнули ужасы произвола российских императоров и московских царей, в 1881 году только вступивший на престол Александр III вводит положение об усилённой и чрезвычайной охране, по которому любого, ни разу не нарушившего закон, по одному подозрению в, как сказали бы сейчас, "экстремистской деятельности" могли выслать в отдалённую губернию одним распоряжением местного жандармского начальства. Даже Сталин для такой процедуры сочинил "тройки" и "двойки".
Итак, мы приблизились к разгадке путинизма. Нет никаких измов. Тупое самодержавие перенесённая на 120 лет в будущее - традиционная монархия, имеющая раболепный декоративный парламент. Правление, в принципе, благоволящее богатым, плюющее как на разоряемую деревню, так и на разоряющихся купцов и ставших безработными приказчиков. А для социальной поддержки - есть полиция, жандармы, черная сотня... Каин XVIII и его атомный комар.
Если не нравится сравнение с самодержавием, к которому полагалась ещё и аристократия, например, и мощная историческая традиция, то это такой внешне комический авторитаризм. Кстати, известный поколениям с детства - мир сеньора Лимона и синьора Помидора, мир Трёх толстяков и уже упомянутого Каина Восемнадцатого. Или - если цепляетесь за реальность - мир доброго короля Луи-Филиппа.
Разумется, почувствовав знакомый аромат исторического тления, немедленного подсуетились сторонники архаики. Например, как сообщили СМИ: "Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Димитрий Смирнов отметил в интервью радиостанции "Говорит Москва", что в столице храмы переполнены, а свободных участков не хватает. В связи с этим он считает вполне возможным построить на месте снесённых торговых точек небольшие церкви.".
Что же касается необходимой в конце любого рассуждения морали, то вот она - если бы в декабре 15-го получившие предписания убираться сотни владельцев, тысячи арендаторов и работников обреченных заведений вышли на митинги, да ещё попросили поддержать их - хоть коммунистов (пусть зюгановских, пусть внесистемных леваков), хоть ЛДПР, хоть демократов, они наверняка были бы куда в лучше положении, чем сейчас.
Иногда лучше орать, чем жевать...
Источник: Livejournal