В защиту банальных истин. Почему Украина должна остановить газовые переговоры с Россией
У поэта Наума Коржавина была статья: "В защиту банальных истин"
У поэта Наума Коржавина была статья: "В защиту банальных истин". Ему очень нравилось это название. Мне тоже. Был период, мы очень дружили, жили в 15 минутах друг от друга в Бостоне, часто виделись, почти каждый день говорили по телефону, иногда часами. Он говорил. Я слушал. И мне запомнилось, что все истины – банальны.
Всё, о чем я пишу, – банальные истины. Банально, что человек, прослуживший всю жизнь в КГБ (Владимир Путин), не может быть хорошим президентом России, а может быть только плохим. Эта банальная истина мне стала очевидна весной 1999 года, и я пытался донести ее до человека, к которому тогда имел доступ и который в те месяцы хоть как-то влиял на ситуацию, – до Бориса Березовского. Но тот не поверил в банальную истину, потому что полагался на силу своего сложного ума. Победила банальная истина. Она всегда побеждает. Где и как закончил умный Березовский, известно.
С марта 2014 года, когда Россией был оккупирован и аннексирован Крым, я вовлечен в написание цикла статей и интервью под общим названием "Третья мировая". Все это тоже относится к банальным истинам, известным нам из истории. Известно, что агрессора нельзя умиротворить (классический пример – Мюнхенский сговор 1938 года). Известно, что агрессии нужно сопротивляться, так как нет иного выхода (это доказывает вся мировая история). Известно, что "маленькие победоносные войны" обычно оказываются большими, не всегда победоносными и стоят большого числа человеческих жизней. (Если б правители и полководцы заранее знали, чем в действительности закончится война, ни одна война не началась бы.) Еще известно, что две последние самые большие войны в истории человечества – 1914-го и 1939-го, далеко не скоро после своего начала получили название "мировых", а уж тем более еще и свой порядковый номер – Первая и Вторая. Когда в марте 1938 года Гитлер оккупировал и аннексировал Австрию, никто не считал, что это и есть преддверие Второй мировой войны. Тем не менее через полтора года, в сентябре 1939-го, война началась, хотя большой войны не хотел никто, кроме Сталина, даже Гитлер.
Если очевидно, что агрессора нельзя умиротворить, тем более неправильно платить агрессору дань за оккупацию. В древние времена в обмен за полученную дань покоренную жертву (село, город, а то и целое государство) оставляли в покое. Сегодня тоже бывают случаи выплаты дани: например, Путин выплачивает дань президенту Чеченской республики Рамзану Кадырову.
В ХХ веке слово "дань" в отношениях между государствами, как правило, не использовалось. Появились более современные слова: "репарация" и "контрибуция". Но эти суммы платились победителю после окончания военных действий и подписания мира. Во время военных действий дань никогда не выплачивалась, поскольку кто же в здравом уме будет платить агрессору деньги на продолжение войны до подписания мира? Очевидно, что такое поведение правительства страны, подвергшейся нападению, граничит с государственной изменой. Согласитесь, выглядело бы странно, если б после сентябрьской 1938 года аннексии Судет чехословацкое правительство в каком-нибудь Брюсселе вело с германским правительством переговоры о выплате Германии долга за купленные ранее рельсы, а Германия бы заявляла, что теперь будет продавать эти рельсы Чехословакии только по предоплате и в два раза дороже. Или если бы Германия, оккупировавшая в 1940 году северную Францию, потребовала бы от неоккупированной южной Франции оплату долгов французского государства за поставленный Франции в предыдущие годы металл. Все это выглядело бы полным бредом. Такое даже Гитлеру в голову прийти не могло.
Однако то, что выглядело бредом в 1938–40 годы и не пришло в голову Гитлеру, стало реальностью в 2014-м, потому что пришло в голову Путину. Оккупировавшая Крым и часть территорий Восточной Украины Россия, продолжающая, по заявлению украинской стороны, вести военные действия против Украины, одновременно настаивает на выплате Украиной миллиардов долларов за поставки газа (который Россия давно перестала Украине поставлять).
Сначала мне все это казалось пропагандистской уловкой российского правительства, пытавшегося свести начавшуюся российско-украинскую войну к спору "двух хозяйствующих субъектов" (как нам объясняли, когда в свое время "Газпром" захватывал не Украину, а НТВ). Но, к глубокому моему изумлению, Украина неожиданно взяла да и выплатила России 786 млн долларов в счет задолженности. Газ поставлять Украине, разумеется, после этого не стали. Задолженность не сильно уменьшилась, да в общем-то ее и обсуждать нет смысла, так как Россия поставила Украину на "счетчик", и долг этот выплатить нельзя, можно только сдаться, отдать весь "бизнес" (т. е. всю Украину) и ноги унести, если получится (скорее всего, не получится).
Получив 786 млн долларов, Россия продолжила концентрацию войск на границе с Украиной; перебросила новую технику и дополнительные спецподразделения ГРУ и ФСБ в районы Восточной Украины, контролируемые пророссийскими "сепаратистами"; сбила дюжину вертолетов и самолетов украинских вооруженных сил; взяла какое-то количество украинских военных в плен; сбила малайзийский гражданский самолет, где (какая жалость!) не оказалось ни одного украинца ("не летайте в нашем небе")... За всего лишь 786 миллионов выплаченной дани сколько "полезного" было сделано! Люди гибли уже сотнями. Война есть война, ничего не поделаешь.
21 июля министр финансов Украины Александр Шлапак заявил, что на проведение антитеррористической операции (АТО) на востоке необходимо полтора миллиарда гривен в месяц, а "в резервном фонде на данный момент осталось около 520 млн" гривен. 24 июля он уточнил, что денег хватает только до 1 августа. 22 июля Верховная рада Украины утвердила указ президента Петра Порошенко о частичной мобилизации. 25 июля правительство Украины объявило о намерении ввести военный налог в размере 1,5% от зарплаты для финансирования АТО до конца года. Об этом заявил замминистра финансов Украины Владимир Матвийчук: "Таким образом можно получить около 2,9 млрд гривен для того, чтобы направить их на общий баланс бюджета".
Я хочу уточнить, что миллиард гривен по курсу 11,8 гривен за доллар – это примерно 85 миллионов долларов, а проплаченные Украиной России 786 млн долларов – это несколько больше 9 миллиардов гривен. Иными словами, можно было не вводить "военный налог", который обеспечит лишь двухмесячные потребности украинской операции на востоке страны, и не выплачивать России дань в 786 млн долларов, а пустить эти 9 млрд гривен на борьбу с агрессором на востоке. 9 млрд гривен по цене 1,5 млрд в месяц хватило бы на полгода противостояния агрессии.
Вместо этого Украина заплатила России 786 млн долларов, лишила себя денег на оборону, но что еще хуже – дала российскому бюджету на войну дополнительные 786 млн долларов. Так что дельта в украинско-российских расходах на войну составила 1 млрд 572 млн долларов в пользу России. На какие деньги Россия поставила "сепаратистам" систему "Бук" для сбития малайзийского лайнера? На эти 786 млн долларов.
Любому идиотизму должен быть предел. После сбитого российской армией малайзийского "Боинга", дюжины сбитых Россией военных самолетов и вертолетов, после объявления Украиной частичной мобилизации, да еще и введения полуторапроцентного налога на нищие украинские зарплаты – чтобы было, на что бороться с агрессором (святое дело!), выплачивать России очередные новые миллиарды долларов Украина, как мне казалось, не станет. И потому, что этих денег, наверное, нет, и потому, что это как минимум глупо и аморально – платить дань агрессору, а как максимум – предательство национальных интересов того самого народа, с которого взимается военный налог.
Зря мне так казалось. 24 июля министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Продан, прибывший в Брюссель для консультаций с комиссаром ЕС по вопросам энергетики Гюнтером Эттингером, заявил, что Украина готова возобновить переговоры с Россией и Еврокомиссией относительно поставок газа: "Мы готовы в любой момент продолжить эти консультации и переговоры". При этом Россия настаивает на выплате Украиной задолженности за ранее поставленный газ. По мнению руководителя "Газпрома" Алексея Миллера, сумма эта составляет 5 млрд 296 млн долларов.
Вы легко посчитаете, как можно распорядиться этими деньгами. Если их не возвращать России, а создать, например, фонд "Единой и неделимой Украины", можно выплатить наследникам по миллиону долларов за каждого погибшего пассажира сбитого малайзийского лайнера; за каждого погибшего украинского военного и мирного жителя. Этой суммы хватит на 5000 жертв. Или можно продолжать вести антитеррористическую операцию по цене в полтора миллиарда гривен в месяц. Тогда этих денег хватит на три года борьбы.
Защищать банальные истины проще простого. Украина должна прервать переговоры по вопросу о возвращении газового долга до подписания мирного соглашения с Россией. По этому договору Россия должна будет вернуть все захваченное, включая Крым, и выплатить компенсацию за причиненный Украине ущерб. И если после этого Украина останется что-то должна России, разумеется, эти деньги будут в российский бюджет выплачены – но после капитуляции России.