Вырастет ли Ялта на обломках Сирии
Запад может принять военную помощь России в борьбе с терроризмом, но это вряд ли спасет режим Асада, и тем более не определит новые правила мирового порядка
Развертывание российского контингента в Сирии — самая удивительная тайная войсковая операция подобного рода за последние лет 60. По данным Минобороны, с 1945 по 2000 гг. Россия (СССР) участвовала в 46 локальных конфликтах разного рода, и за малым исключением скрытно, без всякой огласки. А сегодня в Сирию, по самым смелым оценкам, отправлена пара сотен морпехов, контрактников, специалистов, несколько единиц новой техники и, может, с десяток самолетов и вертолетов, а всевозможных утечек и шуму — на весь мир, будто там уже стоят готовые к бою дивизии. Например, в феврале-марте 2014-го в Крым вводили десятки тысяч человек и сотни единиц техники, а непрерывного потока утечек и разоблачений не было; гадали, что там за «человечки», пока Владимир Путин не признал, что то наша армия.
Официальные российские лица обычно отрицают всякую причастность к какой-либо региональной войне, с каменными лицами повторяя историю про тысячи единиц техники и сотнях вагонов боеприпасов, захваченных «ополченцами» в качестве «трофеев». Сегодня о Сирии те же официальные лица говорят уклончиво: мол, военные и специалисты с советниками там есть, но «пока» не воюют, а оружие и боеприпасы — шлем и будем слать по неким прежним контрактам. О российской авиабазе в Латакии разъясняют в Генштабе, что «сегодня её нет, но в будущем всё возможно», а, если сирийцы попросят, можем послать войска.
Похоже, Москва пытается всеми силами создать видимость подготовки массированной наступательной войсковой операции в Сирии, которая должна повернуть вспять неудачный для режима президента Башара Асада и его шиитских союзников ход гражданской войны.
Вполне возможно, что некоторые из многочисленных утечек, о российских военных и технике в Сирии, были специально организованы или спонсированы — как часть информационного обеспечения дерзкой стратегической диверсии, которая должна спасти давнего сирийского союзника и одновременно снизить общий уровень противостояния с Западом.
Контуры коалиции
С июня Москва продвигает так называемый «план Путина» для Ближнего Востока: формирование «широкой коалиции» для борьбы с запрещенным в России «Исламским государством» (ИГ). Эта коалиция, по словам Путина, должна включать вооруженные силы правительства Асада и иракскую армию, а также «всех, кто готов внести и уже вносит реальный вклад в борьбу с террором», то есть курдские отряды, боевиков ливанской радикальной шиитской группировки «Хезболла», которые уже несколько лет воюют на стороне Асада, а также формирования Стражей исламской революции Ирана в Сирии и Ираке.
В августе во время совещания в Дохе (Катар) с госсекретарем Джоном Керри и его арабскими коллегами Сергей Лавров пытался продвинуть план коалиции против ИГ, но ничего не вышло. Арабские суннитские режимы, включая Саудовскую Аравию и Турцию, не желают вступать ни в какие отношения с Асадом, которого обвиняют в массовых убийствах суннитского населения Сирии. Путинский план завис, а выступление на Генассамблее ООН 28 сентября, где «широкая коалиция» против ИГ должна стать главной темой, могло остаться незамеченным, и американские власти могли проигнорировать визит, да еще выдать особую визу с ограничениями, как Валентине Матвиенко, тем более что в состав официальной делегации включен Алексей Пушков, на которого наложены индивидуальные американские санкции.
Сегодня ситуация существенно изменилась.
Новости о возможном разворачивании российской группировки в Сирии вызвали резкие разногласия в американской администрации, и пока побеждает точка зрения Керри, поддержанная Обамой: с русскими надо неотложно договариваться. Теперь уж точно визит Путина в Нью-Йорк не будет рутинным.
Американский тупик
Американская стратегия борьбы с ИГ уже больше года основана на воздушных ударах коалиционных западных и арабских ВВС, которые должны помочь разрозненным наземным силам разной политической, этнической и религиозной окраски остановить и разгромить противника. Сирийские, иракские и иранские ВВС дополнительно бомбят ИГ отдельно от американской коалиции.
Общими силами остановить ИГ в целом получилось.
Интенсивная круглосуточная воздушная и космическая, радарная и оптическая разведка, постоянные нацеленные удары наносят потери, в том числе высшему руководству террористической группировки. Раньше, во времена Эрвина Роммеля или Моше Даяна, в ближневосточных пустынях непросто было воевать при господстве противника в воздухе, а теперь, когда удары стали высокоточными, совсем трудно. ИГ давно уже не может собирать значительные ударные группировки или массировать огневые средства. Нет сейчас никакой реальной угрозы похода ИГ «в Мекку, Медину или Иерусалим», о чем на днях в Душанбе говорил Путин. Боевики упорно обороняют занятые ранее города, а наступать удается, если иракские или асадовские вояки почему-либо откуда-то драпанут.
В захваченных ИГ областях восточной Сирии и северо-западного Ирака местные арабы-сунниты в значительной доле поддерживают группировку и, во всяком случае, не хотят, чтобы их «освобождали» отряды курдов, а также иранские, ливанские, иракские, сирийские шииты или алавиты. Курдские отряды (пешмерга) установили тесную оперативно-тактическую связь с американскими (союзными) ВВС и сумели значительно потеснить ИГ на севере Сирии и Ирака, но остановились, подойдя к районам с преобладающим арабским суннитским населением. С иракскими шиитскими ополчениями ВВС США непосредственно на поле боя не взаимодействуют, поскольку с ними вместе воюют иранцы, но в целом координируют действия. Иракские шииты отодвинули ИГ от Багдада, но углубиться в суннитские районы Ирака не смогли. С войсками Асада в Сирии ВВС США никак не взаимодействуют. Силы Асада и его союзников в последние месяцы откатываются и терпят поражения.
Американская политика в регионе, очевидно, в тупике, а Обаму на родине ругают за нерешительность и непродуманность стратегии. В этих условиях дерзкие действия российского руководства были тактически успешны:
Керри несколько раз звонил Лаврову, чтобы выяснить намерения русских в Сирии, потом глава Пентагона Эштон Картер почти час говорил по телефону с Сергеем Шойгу. Личные переговоры с Шойгу были первыми для Картера после назначения на должность, а в целом главы ведомств не говорили больше года в связи с украинским кризисом и общим обострением отношений. Картер и Шойгу договорились продолжить контакты, чтобы как-то согласовывать будущие возможные российские и американские удары по ИГ и чтобы поставки российских вооружений вместе со специалистами и советниками не привели к американо-российским стычкам. В Минобороны подчеркнули, что «по большинству рассматриваемых вопросов мнения сторон близки или совпадают».
Керри в Лондоне объявил, что Америка будет рада, если Россия подключится к борьбе с ИГ, что Асад должен уйти, но о конкретном времени его ухода и об условиях («модальности») можно договариваться. Обама, по словам Керри, настаивает на политическом решении сирийской проблемы, и было бы здорово, если бы режим Асада вступил в переговоры, если бы Россия или Иран «или ещё кто-нибудь» в этом помог. В Москве проблему Сирии обсуждали американский посол Джон Теффт и замглавы МИДа Михаил Богданов. Есть сообщения о том, что в Москве также прошла встреча наших и ненаших шпионов (ЦРУ и СВР) по обмену данными об ИГ.
Очевидно, почва для визита Путина в Америку подготовлена. На днях в Душанбе на саммите ОДКБ Путин, насколько можно судить, зачитал основные тезисы будущей речи на Генассамблее ООН:
о том, что надо всем отбросить всякие геополитические амбиции, двойные стандарты и сплотиться в «широкую коалиция» против ИГ, вместе поддержав Асада как естественную альтернативу исламистскому злу.
Будущая «широкая коалиция» должна получить мандат СовБеза ООН для применения силы против ИГ в Сирии и Ираке, и тогда Россия также может участвовать в операциях. На основе этого новоявленного боевого союза можно надеяться загасить конфликт с США и Западом из-за Украины, что подразумевает отмену санкций. Путин предлагает: «Провести полную инвентаризацию накопившихся проблем и разногласий в Евроатлантике», создать систему «равной и неделимой безопасности», соблюдения базовых принципов международного права, «закрепить нормы о недопустимости потворствования антигосударственным, антиконституционным переворотам и поощрения радикальных и экстремистских сил».
То есть чтобы вражины дали «юридически обязывающие гарантии», чтобы землю ели, что никогда больше никаких майданов и «цветных» революций.
Новая Ялта
Похоже, предлагается некое новое соглашение будущего устройства «Евроатлантики», типа новой Ялты (Ялта 2.0). В 1945-м, во время первой Ялты (Ялта 1.0), лидеры СССР, США и Британии установили основные принципы послевоенного устройства, по сути, разделив континент на зоны влияния. В США и Европе, особенно в Центральной и Восточной (бывшая советская зона), Ялта 1.0 числится позорной страницей истории, наряду с мюнхенским разделом Чехословакии в 1938-м и пактом Молотова—Риббентропа 1939-го. В РФ другая оценка: в феврале, отмечая 70 лет Ялты 1.0, председатель Госдумы Сергей Нарышкин говорил о вершине дипломатии и «благородных решениях», о гарантированном мире в Европе «почти до конца XX века».
Ялта 2.0 в той или иной форме, которая установит четкие правила межгосударственного поведения, с обозначенными и гарантированными сферами интересов, — давняя кремлевская мечта, которая сегодня кажется достижимой, благодаря ИГ, из-за тысяч сирийских беженцев в Европе, которые могут превратиться в миллионы, если очаг конфликта на Ближнем Востоке будет разрастаться. Ради продвижения к заветной цели произошла заморозка военных действий в Донбассе без какой-либо перспективы дальнейших наступательных действий. Конечно, сама по себе Украина несравненно стратегически важнее Сирии, но именно последняя кажется потенциальным мостом к урегулированию всех разногласий. Ради этого Москва готова поучаствовать в далекой войне, тем более если удастся спасти режим Асада, пусть даже без самого Башара.
Источник: Новая газета