Иностранцы в Кабмине: гениальный ход или политический провал
Идея пригласить экспатов в украинское правительство неизбежна. Но нужно понимать как плюсы, так и минусы подобной инициативы
Идея пригласить экспатов в украинское правительство неизбежна. Но нужно понимать как плюсы, так и минусы подобной инициативы.
Я неоднозначно отношусь к приглашению иностранцев в Кабмин. Могу понять логику и в какой-то степени неотвратимость подобного шага в нынешних условиях, но в самой инициативе есть как плюсы, так и минусы.
Первый минус – сам факт приглашения иностранцев в правительство будет многих раздражать. Более того, это может использоваться и уже используется в антиукраинской пропаганде со стороны России.
Также есть проблема психологическая. Приглашение иностранцев в Кабмин – свидетельство нашей неуверенности в себе и в чем-то даже неполноценности. Многие вспоминают даже Нестора-летописца с его «земля наша велика и обильна, да вот порядка в ней нету» и приглашением варягов на княжение. Это, конечно, отчасти шутка, но она отражает реальную неуверенность наших элит.
Кроме того, возникает вопрос политической ответственности. В условиях парламентско-президентской системы министры не только менеджеры, но и политические фигуры, которые несут коллективную ответственность перед парламентом, а через него – перед избирателями. И вот из этой схемы министры-иностранцы выбиваются. Да, на должность их предлагает конкретная политическая сила, но в механизме политической ответственности все же получается некий сбой, пусть и формальный. Важность этого аргумента, впрочем, переоценивать не стоит – ведь сохранится и коллективная ответственность правительства, и индивидуальная ответственность премьер-министра.
Еще один значимый минус – иностранец, даже работающий в Украине, воспринимает ситуацию несколько однобоко – с точки зрения менеджера. А министр-реформатор должен чувствовать социальный и политический контекст. Страну должен чувствовать, чтобы не перегнуть палку. Ведь без учета социально-политического фактора, что, кстати, произошло в Грузии, можно легко проиграть, не успев довести реформы до конца.
Теперь о плюсах и причинах того, что решение все-таки было принято. В первую очередь, это дефицит эффективных реформаторов в Украине – людей, которые не только могут, но и готовы взяться за реформы. К сожалению, это серьезная проблема, из-за которой пришлось обратиться к такому нестандартному инструменту, как рекрутинг и приглашение иностранцев.
Вторая важная причина, по которой приглашают иностранцев – отсутствие у них связей и обязательств перед бизнес-кругами. Особенно это касается таких ведомств, как МОЗ. Почему туда зовут грузина? Потому что связь министра здравоохранения с местными бизнесами или политическими группами может оказаться очень значительным фактором. Не случайно у нас так часто меняются министры охраны здоровья – они становятся заложниками интриг и борьбы разных мафий в этом ведомстве за поставки оборудования, распределения медицинских услуг, лицензий и тому подобное. Иностранец в таком случае может оказаться оптимальной фигурой – как минимум, на первых порах.
Кроме того, нужно, чтобы не было и политической зависимости, поскольку министр-член партии в процессе реформ неизбежно будет думать о рейтинге этой партии. Или его товарищи по партии будут напоминать, что делать непопулярных шагов не стоит. У реформаторов-иностранцев такой боязни не будет, скорее наоборот – борьба за собственную репутацию и успешность реформ. Таким образом, личный интерес будет совпадать с общегосударственным.
И еще один важный момент – имиджевый. Как это ни парадоксально, к иностранным министрам-реформаторам наше общество куда более благосклонно, чем к украинским. Похоже, в обществе действительно существует такая тенденция. Как говорится, «нет пророка в своем отечестве». Сошлюсь на своего коллегу, одного из идеологов административно-территориальной реформы в Украине, Юрия Ганущака, который в дискуссии об иностранцах-консультантах сказал, что к словам иностранца о необходимости той или иной реформы относятся с большим доверием. У наших всегда подозревают скрытый интерес – личный или групповой. Иностранцу верят больше – отсюда такое безудержное доверие к покойному Бендукидзе и отсутствие такой фигуры у нас. Никто даже не в состоянии назвать человека, который смог бы стать «украинским Бендукидзе».
Вот такой набор факторов и привел к практическому воплощению идеи иностранцев-реформаторов в Кабмине.