Война вокруг Яценюка. Что стоит за последними увольнениями
Нужно разделять сам конфликт между Боровиком и премьером, и то, как это было использовано в информационном пространстве
Причина раздувания скандала вокруг ухода из правительства первого замминистра экономики Саши Боровика из-за конфликта с премьером ясна. Это практически такая же ситуация, только в несколько ином измерении, как и с Аваковым. Информационно-политическая активность вокруг этой темы обусловлена тем, что у Яценюка и Авакова, как представителей одной команды, весьма много недоброжелателей. А учитывая то, что в последние недели и даже месяцы усилилась борьба Народного Фронта с группой Фирташа, естественно, эта группа при помощи других недоброжелателей использует подвернувшийся повод. Скажем так: она пытается сформировать некий «широкий фронт» против Яценюка.
Эта ситуация - продолжение войны между Яценюком и его недоброжелателями, среди которых, конечно же, видное место занимают политики, связанные с Фирташем и Левочкиным. Но не только. При этом я не стал бы упрощать ситуацию: у Яценюка есть очень много критиков и внутри самой коалиции, и их число увеличилось в связи с непопулярными социальными и экономическими реформами, проведенными правительством. Разумеется, любой повод или скандал, связанный с представителями команды премьера либо с ним самим, активно используется.
В случае с Боровиком сказать сложно: это весьма неоднозначная ситуация, и я бы не торопился с выводами относительно того, кто прав, а кто виноват. Как я понимаю, Министерство экономики, да и сам Абромавичус были недовольны работой Боровика. Почему – не знаю. В конце концов, есть такое понятие, как командная несовместимость. Судя по его бэкграунду и репутации, Боровик – очень хороший специалист. Но не каждый хороший специалист в состоянии стать хорошим менеджером и вписаться в управленческую команду.
Вспомним историю с Шереметой: великолепный публицист, известный экономист, очень уважаемый человек. Но, судя по всему, работа в министерстве была не его занятием. Не каждый человек имеет управленческие таланты, и не каждый управленец в состоянии стать жестким, эффективным реформатором. Это нужно учитывать. Кроме того, есть индивидуалисты, которые не вписываются в команду; есть люди конфликтные, которые умеют руководить своим бизнесом, но не в состоянии работать под чьим-то началом.
Причины могут быть разными, поэтому я не берусь судить, был ли какой-то конфликт между Боровиком и премьер-министром, а также, почему именно Яценюк блокировал кандидатуру Боровика.
Так что здесь нужно разделять два аспекта: первый - собственно, конфликт между Боровиком, министром экономики и премьером, а второй – то, как это было использовано в информационном пространстве. Война вокруг и против Яценюка продолжается.
Кроме того, Арсений Петрович и его команда несколько раз серьезно подставились, их люди оказались втянуты в громкие скандалы. Нужно сказать, что позиции премьера и его политической силы за последние несколько месяцев очень существенно ослабли.
Я не думаю, что сложившаяся ситуация обязательно приведет к отставке Яценюка или Авакова, поскольку это создаст проблемы коалиции и не очень обрадует наших западных партнеров, которые боятся повторения 2005 года. Но, думаю, в ближайшем будущем Яценюку нужно гораздо больше внимания уделять профилактике подобных скандальных ситуаций и быстрому реагированию. Поскольку пока что реакция появляется с опозданием и не всегда бывает адекватной.
Снять Яценюка сейчас невозможно, поэтому есть два варианта: либо добровольная отставка, либо смена формата коалиции. Что касается добровольной отставки, судить не берусь: чужая душа – потемки. Пока Яценюк уходить не собирается, но через месяц-два все может измениться. У премьера ведь уже был нервный срыв летом прошлого года, когда он хотел уйти в отставку из-за конфликта с парламентом.
Что касается изменения формата коалиции, то, насколько я знаю, никто из малых фракций – ни Батькивщина, ни радикалы Ляшко, ни Самопомощь, несмотря на усиление критики правительства, из коалиции уходить не собираются. И изменение ее формата возможно либо во время местных выборов, либо уже после них, чтобы спровоцировать досрочные парламентские выборы.