Хлопнуть дверью. Что будет, если РФ уйдет из Совета Европы
Парламентская ассамблея боится усугублять конфликт с Россией, чтобы не спровоцировать ее окончательный выход из Совета Европы
Есть две главных причины, по которым европейцы не хотят исключать Россию из ПАСЕ. В первую очередь, они боятся усугублять конфликт с Российской Федерацией, чтобы не спровоцировать ее выход из самого Совета Европы. Ведь, если это произойдет, Европа потеряет возможность вести дела против РФ, в частности, в Европейском суде по правам человека, который относится к компетенции Совета Европы.
Поэтому тактическая причина: «лучше пусть Россия останется, но с ограниченными полномочиями». Дело в том, что выдавливание РФ из Парламентской ассамблеи создаст серьезный прецедент, и может создать новую конфликтную ситуацию. И здесь мы переходим ко второй причине, гораздо более значимой – угроза полного выхода РФ.
А выход России из Совета Европы создаст ЕС огромное количество проблем и ограничит возможности влияния на РФ. Если же Россия останется в Парламентской ассамблее (с лишением права голоса и участия в мониторинге), это вариант, который многих устраивает – и символическое наказание присутствует, и, в то же время, сохраняется возможность воздействовать на Россию по линии судебных исков, поданных в Европейский суд по правам человека. Для Европы это оптимальный вариант.
В случае выхода России из Совета Европы возникнет риск того, что Запад лишится возможности защищать права граждан РФ и не только. Давайте не забывать про Надежду Савченко и другие дела, ведь Украина тоже обратилась в Европейский суд по правам человека со своими претензиями к России.
Если же РФ после исключения из Парламентской ассамблеи хлопнет дверью и уйдет совсем, все эти попытки не будут иметь никакой перспективы.
Я не исключаю и того, что РФ может самостоятельно выйти из Совета Европы, чтобы развязать себе руки. Пока она не приняла окончательного решения по этому поводу – даже в ответ на продление санкций Запада она отреагировала только продлением собственных санкций. Из минского переговорного процесса Россия не вышла, на конфронтацию с Европой не идет – сохраняется некий статус-кво.
По линии Совета Европы, думаю, соблазн есть, и некоторые советники Путина настойчиво ему рекомендуют выйти. Но окончательное решение, полагаю, будет приниматься не в зависимости от резолюции Парламентской ассамблеи, а от того, как пройдут судебные процессы по линии ЕСПЧ. Если вдруг там примут решения в пользу Украины, особенно по выплате многомиллиардных компенсаций, Россия может и решиться. Но пока это весьма отдаленная перспектива – вспомните дело Тимошенко. Процедура занимает как минимум несколько лет.
Тем не менее, мы видим, как болезненно Россия реагирует на решение Гаагского третейского суда по делу ЮКОСа. И именно решения ЕСПЧ могут стать главным фактором дальнейшего поведения России и определить, захочет ли она оставаться в Совете Европы.
Источник: Новое время