Как Путин похоронил проект Евразийского союза
Лидеры Казахстана и Беларуси опасаются президента РФ, а потому нервировать его своим выходом из Таможенного союза не рискнут. Но дистанцироваться попытаются
К сожалению, говорить о том, что Путин теряет поддержку своих союзников – Казахстана и Беларуси, еще рано, несмотря на экономические трудности Астаны и заявления Лукашенко о том, что «русский мир» - пропагандистская глупость. Зависимость этих стран от России очень велика; особенно это касается Беларуси.
К тому же, Таможенный союз уже оформлен, и разорвать его означало бы создать всем нынешним его участникам дополнительные проблемы, как экономического, так и политического характера. Более того, после произошедшего в Украине лидеры Казахстана и Беларуси опасаются Путина, и нервировать его не рискнут.
Более вероятен иной сценарий: и Нурсултан Назарбаев, и Александр Лукашенко постараются максимально дистанцироваться от политики Путина. Отчасти это уже происходит. Во всяком случае, в отношении Украины обе страны пытаются вести как можно более гибкую политику. Назарбаев и Лукашенко не во всем поддерживают Путина. В принципиальных вещах – да, но стараясь показывать свою особую политику.
Думаю, в обеих странах, особенно в Казахстане, экономика которого более автономна и в котором было больше недовольства экономической интеграцией в Таможенный союз, будут размышлять над тем, как минимизировать негативные последствия санкций против РФ. Ведь эти санкции, пусть и не прямо, а косвенно, бьют и по экономике других членов ТС, и тем придется искать механизмы снижения негативов и усиления своей автономии.
Однозначно можно заявить и о том, что события последних полутора лет затормозят интеграцию в рамках уже не Таможенного, а Евразийского союза. Этот проект, думаю, станет одной из жертв путинской политики.
Но развала Таможенного союза или демонстративных выходов из его состава я пока не жду. И Лукашенко, Назарбаев были инициаторами создания этого союза, не только Путин. Забывать об этом нельзя. Поэтому более вероятным мне кажется, что они попытаются нейтрализовать риски, не выходя из состава этой организации.
Кроме того, Лукашенко пытается при помощи украинского конфликта наладить отношения с Западом. И первые результаты уже есть.
Для начала, уже нет полной изоляции Беларуси от Запада. Даже сам тот факт, что канцлер Германии Ангела Меркель и французский президент Франсуа Олланд приехали в Беларусь на переговоры относительно перемирия в Донбассе – большой показатель успеха Лукашенко. Меркель и Олланд приехали в Минск, который раньше был для западных лидеров табуирован.
Определенное смягчение происходит. Не думаю, что можно говорить о кардинальных изменениях, но все же заметно и то, что Лукашенко пытается проводить более гибкую политику, и то, что Запад, видя его маневры, также проявляет заинтересованность в поиске нового формата взаимоотношений с Беларусью.
Тем не менее, как и раньше, очень многое будет зависеть от того, как пройдут ближайшие выборы в Беларуси. Если опять будут иметь место жесткие антидемократические действия и репрессии против оппозиции, это опять может ухудшить отношения между Западом (в особенности ЕС) и Беларусью.
Источник: Новое время