Верховна Рада: підсумки весняно-літнього політичного сезону
Говорячи про шосту сесію парламенту, можна сказати, що її підсумки дуже суперечливі і неоднозначні.
Мовою оригіналу
Главные и ключевые события этой сессии, которые сильно повлияли на ее общую оценку, произошли, фактически, на последней пленарной неделе. С точки зрения наиболее резонансных и важных законопроектов, можно отметить период с конца мая вплоть до конца сессии. Последние полтора месяца нынешней сессии были наиболее результативными и показательными. Первая же половина сессии была, я бы сказал, скучной и почти проходной. Главное ее содержание составляли слухи о том, будет или не будет новый правительственный кризис, чего в итоге не произошло.
Вторая половина сессии (после пасхально-майско-праздничного перерыва) была более насыщенной и политически напряженной. Рассматривался целый ряд важных законопроектов, связанных с теми или иными реформами. Ударной, конечно же, получилась последняя пленарная неделя. Но главное ее содержание составила отдельная интрига, особое реалити-шоу вокруг снятия депутатской неприкосновенности с целого ряда депутатов, которое приняло скандальный характер и отвлекло внимание от других вопросов. А этих важных вопросов было достаточно много, в первую очередь, реформаторских законопроектов, как от Президента (по судебной реформе), так и от правительства (по медицинской, пенсионной и образовательной реформам). Однако в результате мы увидели половинчатые решения парламента, как по представлениям Генпрокурора Украины, так и по реформаторским законопроектам.
Большинство реформаторских законопроектов были приняты в первом чтении (кроме законопроекта о Конституционном суде, который был утвержден в целом), либо приняты не полностью, как медицинская реформа. Поэтому реформаторскую эффективность наших депутатов в этом плане я бы оценил на тройку с минусом. Но в целом по итогам сессии парламентарии работали достаточно результативно с точки зрения количества и важности принятых законопроектов.
Большие противоречия, проблемы и сложности с продвижением основных реформаторских законопроектов обусловлены природой этих реформ, наличием по поводу них острых политических, идеологических и даже бизнесовых противоречий, как, к примеру, по медицинской реформе
Дискуссии и проблемы с прохождением базовых реформаторских законопроектов показали, что есть очень серьезные конфликты интересов и различия подходов к реформам. Правительство попыталось выступить в роли движущей силы реформ, но стало очевидным, что в плане реформ надо искать общие позиции и единство политических действий с президентской командой. По этой проблеме в основном удалось найти общие подходы. Однако оказалось, что даже единство позиций с президентской командой не гарантирует прохождение реформаторского законопроекта, что мы увидели на примере медицинской реформы.
Конечно же, всеобщее внимание привлекло шоу (почти драма) с депутатской неприкосновенностью. И это только начало нового тренда. Борьба с коррупцией усилилась с точки зрения активности и ГПУ, и НАБУ, включая САП, и это неизбежно коснулось депутатского корпуса. Здесь можно говорить об усилении деятельности наших правоохранительных органов, этому способствует и конкуренция между ними, а также политическая сущность нынешнего генпрокурора. Юрий Витальевич Луценкоостается профессиональным политиком, он вольно или невольно, добавляет политического контекста и мотивации своей прокурорской деятельности. Понятно, что он рано или поздно хочет вернуться в профессиональную политику в роли победителя, эффективного борца и с преступлениями прошлого режима, и с коррупцией, – он хочет заработать на этих темах свои политические баллы. Это тоже способствует более активной работе прокуратуры и конкуренции с НАБУ.
Думаю, что во второй половине года, а это уже связано с новым политическим сезоном, одним из новых примечательных трендов будут судебные процессы с очень сильным политическим контекстом. Я имею в виду и процесс над Януковичем, и процессы по антикоррупционным делам, особенно процессы по Насирову и Мартыненко, а тут еще возникают и депутатские дела. Так что вторая половина года будет политически связана не только с деятельностью парламента, как у нас традиционно бывает, но и с судебными процессами, а также с темой судебной реформы.
То, что произошло в конце сессии – рекорд по числу представлений о снятии депутатской неприкосновенности – это только начало
Думаю, что следующий сезон этого сериала мы увидим осенью, потом будет продолжение. Эта новая тенденция очень сильно влияет на политические процессы, в том числе и на ситуацию в парламенте, с точки зрения усиления противоречивости и даже некоторой хаотичности политического процесса. Возникает своеобразное «броуновское движение», где переплетаются различные конфликты интересов (от партийных и личностных - до бизнесовых). Кстати, мы это видим и по голосованиям в парламенте, в том числе по реформам. Отдельные реформы поддерживают некоторые оппозиционные силы, к примеру, медицинскую – «Самопомич», образовательную – «Батькивщина». А вот внутри правящей коалиции, в том числе внутри президентской фракции, голоса не всегда находятся (особенно за медицинскую реформу), вот такие парадоксы. В этом контексте было очень показательным и голосование за бюджетный законопроект правительства, который поддержало меньше половины депутатов от президентской фракции. Эти парадоксы отображают усиление противоречивости нынешнего политического процесса, что связано как с активизацией борьбы с коррупцией в политической верхушке, что всех очень нервирует, с борьбой различных интересов вокруг реформ, так и с усилением противоречий по мере приближения очередных президентских и парламентских выборов.
Осенью мы увидим попытку завершить процесс принятия реформ, в первую очередь пенсионной и образовательной
По медицинской реформе это будет сделать несколько сложнее. Если не произойдет чего-то форс-мажорного, прежде всего в отношениях между президентом и премьером, правительственного кризиса не должно быть. В этом не заинтересован, прежде всего, премьер-министр, но и для президента важно сохранять политическую стабильность. Самая оптимальная сейчас политическая линия и для президента, и для премьера – инерционная стратегия с усилением пусть медленных, но позитивных социальных тенденций. Им сейчас не стоит ссориться, а наоборот нужно вместе работать на стабилизацию, от которой зависит их будущее, и поступательный рост социальных стандартов населения, включая постепенное повышение пенсий и зарплат. Это для них самый выгодный вариант действий перед будущими выборами.
Если, допустим, в президентской команде захотят поменять премьер-министра, то это не гарантирует результата с управляемой и неконфликтной заменой. Наоборот, это может спровоцировать правительственный и парламентский кризис, и даже досрочные парламентские выборы, что было бы крайне невыгодно президенту. Досрочные парламентские выборы, на мой взгляд, только ухудшат условия для успешной избирательной кампании президента. Общая формула успеха и для президента Порошенко и для премьер-министра Гройсмана – обеспечение политической стабильности и поступательное повышение уровня жизни для большинства украинских граждан.