Чи має український газ продаватися споживачам за ціною, нижчою за ринкову?
Газ належить народу. Його видобуває державна компанія, яка теж належить народу
Мовою оригіналу
Есть дивный аргумент. Газ по Конституции принадлежит народу. И поэтому народу надо продавать газ дешевле его рыночной стоимости.
Забудем на секундочку, что реализуется это право путем продажи лицензии и уплаты ренты компаниями, которые добываем газ. Пойдем на уступки манипуляторам и будем говорить, что газ принадлежит народу. Забудем, что газ, который лежит глубоко в недрах, может принадлежать народу, но добытый газ уже давно принадлежит тому, кто его добыл. Забудем это и представим, что газ действительно принадлежит народу.
Но стоп. Газ принадлежит народу. Его добывает государственная компания, которая тоже принадлежит народу. Какое естественное желание у акционеров?
Максимизация прибыли. Поэтому я как народ заинтересован, чтобы государственная компания, которая мне принадлежит, продала газ по как можно более высокой цене, чтобы я получил как можно большую прибыль.
Все просто. Скажите только, что у акционера может быть какой-то другой интерес? Его интересует прибыль. И рост капитализации, которая обещает еще большую прибыль завтра. Поэтому я как народ заинтересован, чтобы Нафтогаз получал прибыль и инвестировал в добычу, чтобы завтра получить еще большую прибыль. Это единственный смысл существования любой компании. И единственный интерес акционера. И акционер, народ, заинтересован, чтобы Нафтогза продавал газ по рыночной стоимости, а не в два раза дешевле, как это есть сейчас.
Может ли Нафтогаз продавать газ дороже рыночной стоимости? Нет, потому как тогда его место займет другой продавец. И как нет дурных сейчас продавать газ ниже рыночной стоимости, и это вынуждают делать Нафтогаз, теряя миллиарды гривен акционеров, т е теряя миллиарды народных гривен, так и нет потом возможности продавать газ выше рыночной стоимости, потому что такой газ никто не будет покупать. Ведь всегда есть альтернатива. Теперь есть. Ведь есть рынок и его правила. И рынок промышленных потребителей, где доля Нафтогаза на сегодня не значительно, это явственно демонстрирует.
Куда потом идет прибыль Нафтогаза? Правильно, в бюджет. Т е прямо в доходы государства, т е доходы народа. И дальше уже народ руками депутатов, которых сам народ выбрал, распределяет эту прибыль. Тратит деньги. И волен решать, потратить эти деньги на армию, больницы, школы или помочь нуждающимся. Бедным. Для которых может быть дорого покупать газ по рыночной стоимости.
Почему я как народ могу хотеть, чтобы мой газ продавался отдельным товарищам ниже его стоимости? Ведь часть народа вообще не потребляет газ и тогда выходит, что их обманывают. Они газ не потребляют и не получают свою долю прибыли от его продажи. Но это несправедливо. А другая часть народа потребляет газа больше, чем народ в среднем. Предположим, у них большой дом и его надо отапливать. Почему же когда газ принадлежит всему народу пропорционально какая часть народа получает больше газа, а другая меньше. Это несправедливо. Тем более, что если у человека большой дом и он потребляет больше газа, то скорее всего он богаче, чем народ в среднем. И выходит, что большая доля прибыли идет именно богатым. Это точно несправедливо.
Поэтому, чтобы все было справедливо, мне как народу надо убрать все сложные схемы и идти по простому пути. Максимизации прибыли государственной компании, которая использует народный ресурс. И потом уже я, народ, решаю, что с этой прибылью делать. Справедливо? Да. Логично? Более чем.
У нас социальное государство. Да да, не удивляйтесь, мы тратим на социальную сферу больше других. Если брать долю от ВВП. Т е мы расходуем на социалку большую долю своих ресурсов чем кто бы то ни был в мире. И раз у нас такой социальный договор, народ может потом решить, что часть денег от продажи газа по рыночным ценам может пойти на субсидии. Чтобы помочь бедным. И помощь пойдет адресно. Только тем, кто нуждается. Не богатым, не хитрым, а именно нуждающимся. Справедливо?