Чего ждать от Конституции Порошенко
Изменения готовились в срочном порядке из-за Минских соглашений
Рассмотрение предложенных изменений в Конституцию следует начать с юридического аспекта. Предложения, которые будут внесены президентом, вырабатывались Конституционной комиссией. Президент взял инициативу на себя, но мы должны понимать, что Конституционная комиссия – совещательный орган при нем. Порошенко сделал этот орган максимально широким, участие принимали представители разных политических сил, но все же это предложение, выработанное совещательным органом. Оформлено оно будет как законопроект от имени президента.
Кроме того, для его вступления в силу потребуется сначала 226, а затем – 300 голосов в парламенте. Иными словами, в конечном счете решение все равно будет приниматься в Верховной Раде.
Теперь относительно текста: то, что мы до сих пор его не видели, я объясняю тем, что предложения нужно было наработать очень быстро и очень быстро получить предварительное заключение Венецианской комиссии.
Почему это делалось настолько стремительно? Думаю, это связано с Минскими соглашениями, поскольку одним из пунктов договоренностей является проведение конституционной реформы до конца года и децентрализация. Такая спешка, в том числе и предварительные выводы Венецианской комиссии, связаны с тем, что Украина стремится выполнить эту часть Минских соглашений и показать миру еще раз, что мы действительно хотим претворить их в жизнь.
Полагаю, когда текст будет внесен президентом в парламент и начнется его обсуждение, дебаты будут горячими – и это совершенно нормально. Что-то может быть принято, а что-то нет. Все еще впереди, ведь закон необходимо сперва провести через парламент. И если 226 голосов – это довольно просто, то ради получения 300 голосов нужно будет искать политический консенсус. Я не исключаю, что некоторые предложения будут поправлены или вызовут серьезное обсуждение.
Что касается права досрочного прекращения президентом полномочий представителей местного самоуправления, то, учитывая, что Украина сейчас находится в состоянии войны с терроризмом и сепаратизмом, есть аргументы в пользу этого предложения. Кроме того, вчера я слышал дебаты по этому вопросу, в частности, выступление депутата от БПП Алексея Гончаренко, и он сказал, что эти меры могут носить временный характер.
То, что президент получит право досрочного прекращения полномочий местных глав, частично оправдано. Конечно же, будут дебаты о том, что он может получить слишком большие полномочия. Но нужно смотреть, как это право будет осуществляться – необходима ли будет подача также со стороны правительства, нужно ли будет одобрение Верховной Радой после решения Конституционного суда. Если это все будет, тогда баланс удастся соблюсти. Конечно, этот пункт вызывает вопросы, учитывая опыт Кучмы и Януковича, но оправданием тому является то, что страна находится в состоянии войны. Тем не менее, я не исключаю внесения изменений, в частности, о временных рамках действия этих поправок.
Переходя к вопросу статуса оккупированных территорий, нужно отметить, что Порошенко вчера сказал: особого статуса Донбасса не будет, и это правильно, ведь даже в Минских соглашениях речь идет об особом статусе для отдельных районов. Если это будет записано в переходных положениях Конституции со ссылкой на закон, я не вижу большой беды. Закон, как известно, принимается 226 голосами и может быть изменен решением парламента. Россия, конечно, хотела бы, чтобы это было записано в тексте Основных положений Конституции. Это стало бы довольно серьезной проблемой. Но, исходя из слов президента, особый статус отдельных районов попадет именно в переходные положения.
Реально ситуация в этих районах складывается по праву сильного, но Россия хочет навязать нам юридическую легитимацию боевиков. Мы, разумеется, этого делать не хотим, и переходные положения в данном случае – разумный компромисс. Он не загоняет нас в глухой угол и оставляет возможность для маневра. Ну, а в случае необходимости достаточно внести изменения в соответствующий закон.
Источник: Новое время