Поездка в Киев. Самое сильное впечатление
"Хунту" охраняет всего несколько милиционеров
Вернулся из Киева, где принимал участие в дискуссии по вопросу о перспективах мирного сосуществования России и Украины. Сравнительно недавно сама постановка такого вопроса, выдержанного в стилистике «холодной войны» выглядела бы надуманной. Казалось, не найти двух стран, которые были бы так же близки друг к другу как Россия и Украина. Случилось, однако, невозможное: стараниями российского руководства две страны оказались в состоянии необъявленной, но вполне реальной войны. В результате, сегодня, когда даже перспективы ее прекращения туманны, говорить о мирном существовании двух стран приходится почти исключительно в сослагательном наклонении. Тезисы выступлений участников, в том числе и моего, добросовестно и качественно изложены в публикации украинского интернет-ресурса «Главком». Эту публикацию я выложил на своей странице. А здесь хочу поделиться своими впечатлениями от дискуссии и от самого Киева.
Дискуссия оказалась вполне профессиональной и содержательной. В центре внимания были текущие вопросы войны. Спора о том, кто ее начал и продолжает подкармливать оружием, живой силой и деньгами, не возникло: это и так понятно. Не было сомнений и в военно-политической победе Украины, для которой на карту поставлено само ее существование. При таких высоких ставках страна, борющаяся за правое дело, проиграть просто не может. По той же логике, страна, проводящая заведомо неправедную и своекорыстную политику, обречена на неудачу. Другое дело, при каких обстоятельствах и когда это случится, никто не знает. Иными словами, условия прекращения войны – очевидны, зато этапы, а значит и тактика движения к цели – нет.
Заметно было и отсутствие четкого понимания того, что можно будет назвать окончательной победой Украины, которая будет достигнута только тогда, когда демократические преобразования станут необратимыми. В этом смысле военно-политическая победа Украины над сепаратистами и их российскими спонсорами – не более чем необходимая предпосылка для ее окончательной победы. По понятным причинам сейчас в Украине бытует мнение, что кончится война и все как бы утрясётся само собой. Боюсь, не утрясется. В конце концов, такая же уверенность в успехе демократии существовала в России после побед над путчистами в августе 1991 года и в октябре 1993 года. И, тем более, в Украине после победы Оранжевой революции в 2004 году.
Несколько удивил тезис Владимира Огрызко о том, что демократия в России невозможна в принципе, и потому Украина должна будет стать восточным рубежом западного мира. Дело даже не в том, что демократия в принципе возможна в любой стране, что на востоке, что на западе. Просто не уверен в том, что кому-то может импонировать судьба «прифронтового» государства новой «холодной войны», которую Владимир Огрызко уготовил Украине. (Сам он, кстати, удивил тем, что предпочел дискутировать со мной на украинском. А на мою просьбу перейти, как договаривались, на русский, гордо ответил, что он у себя дома.)
И несколько слов о Киеве. Он как всегда прекрасен, даже в зимнее ненастье. Всюду слышна русская речь, бандеровцев и бойцов Правого сектора не видно. Хунту охраняет всего несколько милиционеров. Здание, в котором она окопалась, окружено не чугунным забором, а свободно запаркованными автомобилями. Мой отчетливый московский выговор никого не раздражал. Мне улыбались, пару раз пришлось отвечать на вопрос, зачем Россия все это затеяла. Ответить, признаться, не смог.
Люди живут бедновато: гривна обесценилась в той же пропорции, что и рубль, сильно выросли цены. Говорят, что уже появился черный валютный рынок.
И, конечно, самое сильное впечатление производит Майдан, превратившийся в мемориал героев, павших в борьбе за свободу. Фотографии погибших выстроились бесконечными рядами вдоль тротуаров. У каждой фотографии слегка припорошенные снегом живые цветы. Глядя на лица погибших, пожилых, молодых, порой, почти детей, нельзя не почувствовать горечь утраты. Но нельзя и не испытать гордости за отважных людей, совершивших революцию. Слава и вечная память героям!
31 января 2015 года