Очень необычная «гибридная война»
Так называемая «гибридная война», развязанная Россией против Украины без малого два года назад, мягко говоря, очень необычна.
BLACKOUT заказывали?
Так называемая «гибридная война», развязанная Россией против Украины без малого два года назад, мягко говоря, очень необычна. У этой войны есть линия фронта, то затухают, то возобновляются бои, счет убитых и раненых идет на тысячи, взаимная ненависть, зачастую, зашкаливает за все мыслимые пределы. Но официально войны нет, дипломатические отношения не прерваны, торгово-экономические связи худо-бедно продолжаются. При такой двойственности, на стыке политики и экономики периодически возникают необычные коллизии. Одна из них, связанная с поставкой в Крым электроэнергии из материковой части Украины, уникальна даже по меркам «гибридной войны».
Издержки «гибридной войны»
Трудно представить, чтобы в годы Великой Отечественной войны СССР продолжал снабжать электроэнергией свои регионы, оккупированные нацистами, заключал для этого с ними контракты или, раз уж на то пошло, получал встречные поставки угля. В условиях «гибридной войны» Украина все это делала, пусть и крайне неохотно. Украинские власти, надо признать, оказались перед непростым выбором.
Как известно, аннексированный Россией Крым был отдан «на кормление» банде вороватых и бездарных проходимцев, аномальных даже в сравнении с их коллегами в других российских регионах. Продолжая поставлять в Крым электричество, Украина фактически помогала бы этой банде создавать на полуострове видимость нормальной жизни. С другой стороны, прекращение подачи электричества было сопряжено с немалым риском. До самого конца 2014 года сохранялась опасность эскалации военных действий на востоке Украины и, соответственно, перерастания «гибридной войны» в настоящую. В которой объективной целью России могло бы стать создание сухопутного коридора в Крым, остро необходимого с учетом невероятных трудностей в снабжении полуострова минимумом необходимого. Кто знает, не стало бы отключение Крыма от украинского электроснабжения толчком к запуску описанного сценария эскалации. Кроме того, приходилось считаться и с тем, что при поддержке пропагандистской машины Москвы жители оккупированного полуострова почти наверняка восприняли бы прекращение подачи украинского электричества как свидетельство намерения Киева их уморить, оставив без света и тепла.
Выход из этого положения украинские власти продолжали искать в течение всего 2015 году, когда опасность военной эскалации конфликта стала минимальной. К концу года выход все же нашелся. Тоже вполне себе «гибридный»: от поставок электричества в оккупированный Крым отказываться не стали, но решили обставить их условиями, на которые российская сторона заведомо не согласится. Возникла идея зафиксировать в новом формально коммерческом контракте юридический статус Крыма как украинского региона. На мой взгляд, это было ошибкой. Гораздо правильней было бы просто отказаться от заключения нового контракта, прямо и честно объяснив мотивы такого решения. А так мяч оказался на российской стороне, которая его не преминула сыграть с немалой ловкостью.
Игры с шулерами
Уж сколько раз говорили: не садитесь играть с шулером, он вас обыграет, потому что опыт скоротечной интриги у него куда богаче вашего. И потому, что выбор средств у него ничем не ограничен.
Аннексия Крыма случилась почти два года назад. Времени хоть как-то стабилизировать социально-экономическую обстановку на полуострове было вроде бы достаточно. Но российская власть на это не сподобилась, пустив всё на самотёк. Патриотическая истерия, вызванная «возвращением Крыма домой», между тем постепенно угасала, махинации оборзевших крымских сатрапов начинали раздражать даже кроткого г-на Медведева. Да и сам неистощимый на отмазки российский вождь г-н Путин, судя по некоторым признакам, временами впадал в меланхолическое недоумение. Тут и подоспело украинское предложение о фиксации юридического статуса Крыма в контракте на поставку электричества. Надо отдать г-ну Путину должное. Как опытный игрок он выжал из ситуации максимум, предложив немедленно «посоветоваться с народом». В последний день старого года придворные «социологи» из некогда знаменитого ВЦИОМ получили его поручение провести телефонный опрос крымчан. Вопросы для этого упражнения в прямой демократии, надо полагать, лично сформулировал вождь: согласиться с украинским предложением о фиксации украинского статуса Крыма или несколько месяцев прожить без электричества. Уже на следующий день опрос закончился элегантной победой сторонников аскетизма. Обещанная анонимность телефонного опроса, естественно, не ввела в заблуждение зарегистрированных абонентов, 93% которых дисциплинированно выразили готовность жить без электричества. Всем, кроме директора ВЦИОМ г-на Федорова, понятно, что опрос был чистой липой. Но это в России дело обычное. Главное в другом. Г-н Путин решился на рискованный экспромт, предложив вопрос, положительный ответ на который может содержать признаки преступления , предусмотренного статьей 280.1 УК РФ – «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации». Шулерский трюк принес г-ну Путину богатые дивиденды. Целых пять.
1. Коварный замысел враждебной украинской власти провалился;
2. Патриотическая истерия, связанная с «возвращением Крыма домой» получила новый импульс;
3. Ответственность за отсутствие в Крыму электричества отныне несут не бездарные федеральные и крымские власти, а все жители полуострова;
4. Прошла успешную апробацию новаторская форма народного волеизъявления – анонимный телефонный опрос. Нельзя исключать, что она придет на смену громоздкой процедуре выборов, президентских, думских и всех прочих;
5. Столь убедительное свидетельство нерушимого единства вождя и народа, наверняка, повергнет в уныние враждебный России Запад.
P.S. Руководившего «телефонным опросом» крымчан директора ВЦИОМ омерзительного и бесстыжего г-н Федорова, автора блестящей формулы: «Не важно, кто поручает, важно КТО проводит», надо полагать, ждет повышение по службе. Почему бы ему не заменить давно надоевшего всем г-на Чурова на посту руководителя ЦИК России.
Источник: Facebook