Північнокорейської кризи: новий поворот або час ненаукової фантастики?
Слідами однієї публікації
Мовою оригіналу
На сайте государственного исследовательского центра США – Американского института мира – появилась очень любопытная статья о вероятных изменениях политики Китая на Корейском полуострове.
Автор статьи – Ориана Мастро, доцент Джорджтаунского университета, хорошо информированный американский китаевед нового поколения, свободно владеющий китайским языком. Ее специализация – проблемы безопасности в Восточной Азии и китайской военной политики. Богатый послужной список Орианы Мастро, успевшей поработать в самых разных, в том числе и закрытых, исследовательских учреждениях США, побуждает отнестись к ее публикации с максимальным вниманием. Тем более, что ключевые выводы автора весьма нетривиальны. Они таковы:
- беседы с представителями китайских вооруженных сил и правительства позволяют предположить, что Китай не прочь представить себе будущее, в котором Северная Корея перестанет быть суверенным государством.
- Китай не намерен защищать режим Ким Чен Ына и не ожидает от него просьбы об этом;
- Китайские вооруженные силы готовы с боями вступить на Корейский полуостров, если это потребуется для защиты национальных интересов Китая.
- Планирование такой операции – вопрос пока для Китая крайне деликатный, но США, по крайней мере не напрямую, уже могли бы приступить к координации усилий с ним.
Как нетрудно понять, автор статьи не исключает сценарий китайского вторжения в Северную Корею с целью ликвидации ее нынешнего режима. И, больше того, не считает этот сенсационный сценарий неприемлемым для США.
Впрочем, любители сенсаций могут расслабиться: о готовящемся военном вторжении не объявляют в печати. В последние годы китайцы научились мастерски запускать в оборот разные, порой крайне экстравагантные сценарии своих возможных действий. Дезинформацией в чистом виде их не назовешь, но и за чистую монету принимать тоже не стоит. Их цель обычно в том, чтобы довести до нужных адресатов некое «послание», и посмотреть, что будет.
В данном случае, одним из адресатов, несомненно, является режим Ким Чен Ына, вконец доставший Китай своим упрямством. Суть «послания» ему проста: одумайтесь, не доводите до греха. Еще один адресат китайского «послания» – США. Суть этого послания несколько иная: Китай реально заинтересован в нейтрализации режима Ким Чен Ына, и готов ради этого на любые, даже крайние, меры, при условии, что их с пониманием воспримут США.
Невозможное возможно
На этом следовало бы, наверное, поставить точку, если бы не одно немаловажное обстоятельство: при внимательном изучении озвученный американским исследователем сценарий китайского вторжения в Северную Корею отнюдь не выглядит фантастическим. Он в принципе реализуем. И даже может оказаться единственным и, по большому счету, устраивающим всех выходом из нынешнего опасного тупика. Все настолько серьезно, что специально обученные люди некоторых стран, должно быть, уже заняты анализом вариантов. Работа это увлекательная, непростая и, конечно, непубличная. Я же ограничусь лишь несколькими общими тезисами.
С логистической и чисто военной точки зрения, ввод китайских войск в Северную Корею с особыми трудностями, вероятно, не сопряжен. Армия Северной Кореи заточена на отражение угрозы с юга, проходящая по реке Ялу граница с Китаем по существу демилитаризована, ее форсирование – дело техники.
С политико-пропагандистской точки зрения, китайские войска, при необходимости могут быть названы «добровольцами» или, если угодно, «воинами-интернационалистами», вступившими на землю Северной Кореи для оказания помощи братскому народу. Для пущей важности, в первом же занятым ими северокорейском населенном пункте китайцы могли бы создать какое-нибудь «правительство национального единства» из проживающих в Китае этнических корейцев. Вариантов, одним словом, масса.
Самое же главное, как представляется, в том, что все озабоченные северокорейским кризисом государства имели бы немалые основания, если не прямо одобрить, то хотя бы молчаливо понять, а то и поддержать действия Китая.
Их общий интерес – ликвидация северокорейского ракетно-ядерного оружия. В нынешних условиях добиться этого невозможно. Режим Ким Чен Ына не откажется от него ни при каких условиях. Уморить северных корейцев санкциями трудно, вести дело к этому – негуманно и опасно. Договариваться же с ними, например, о замораживании ракетных и ядерных испытаний в обмен на ответные уступки – значит фактически признать Северную Корею ядерной державой, что неприемлемо.
Попытка смены режима в Пхеньяне силами США и их союзников чревата большой войной с северными корейцами, трениями в отношениях США с Китаем и Россией, и неизбежным поглощением Северной Кореи Республикой Кореей. Такой апокалиптический сценарий не нужен никому, причем не только в силу своих разрушительных последствий. Называя вещи своими именами, объединение Кореи под эгидой Республики Кореи, случись оно здесь и сейчас:
- лишило бы Китай стратегически и психологически важного буфера между ним и союзником США – Республикой Кореей;
- заставило бы США приступить к приспособлению своей военной стратегии на Корейском полуострове к новой геополитической реальности. Что, в свою очередь, добавило бы неопределенности в американо-китайские отношения и, возможно, потребовало бы от США каких-то «компенсационных» уступок Китаю;
- поставило бы Республику Корею перед невероятно сложной задачей адаптации двадцати с лишним миллионов северных корейцев к условиям жизни в высокоразвитой демократической стране;
- могло бы стать обременительной проблемой для Японии, острая неприязнь к которой – кажется, единственное, что объединяет сегодня северных и южных корейцев. В силу этого, единое корейское государство, вероятно, не избежит искушения использовать антияпонские настроения для консолидации общества. Необходимость реагировать на эту гипотетическую новую вводную японцев вряд ли обрадует;
- в принципе, мало затронуло бы реальные интересы России, но с учетом некоторой, мягко говоря, ментальной неадекватности ее руководства и общества, зацикленных на противостоянии с США, было бы воспринято ими с огромной тревогой.
С учетом сказанного, смена режима в Пхеньяне силами Китая – выглядит не наименьшим злом, а чуть ли не оптимальным решением. Самый большой приз достался бы, конечно, Китаю, который вместо строптивого нахлебника получил бы в лице новой Северной Кореи послушного сателлита. За поведение которого китайцы могли бы с легкой душой поручиться, организовав ликвидацию его ракетно-ядерного потенциала в обмен на американские гарантии безопасности. (Очень похожую формулу решения северокорейской проблемы США безуспешно предлагали Китаю в начале «нулевых» годов.)
В выигрыше оказались бы и все остальные заинтересованные стороны. Доверив Северную Корею заботам Китая, они избавились бы не только от северокорейской ракетно-ядерной проблемы, но и от необходимости самим принимать и исполнять рискованные и обременительные решения. Платой за их безмятежный покой стала бы легитимизация права великой державы играть роль полицейского по отношению к зарвавшейся соседней стране. Такой интересный и в чем-то многообещающий факт, надо полагать, не остался бы без внимания России. Но это уже совсем другая история.