России угрожает реальная опасность превращения в изгоя на мировой арене
В конце 1983 года моему другу Олегу Сальковскому «повезло»: у него было несколько командировок в европейские страны, которые он изучал в нашем академическом институте
В конце 1983 года моему другу Олегу Сальковскому «повезло»: у него было несколько командировок в европейские страны, которые он изучал в нашем академическом институте. Когда он вернулся, его трудно было узнать: он постарел на десять лет «Что с тобой?» — "А то же, что было бы и с тобой, если бы несколько месяцев подряд в разных городах и в разных компаниях тебе пришлось бы беспрерывно врать. Ведь все только и спрашивают о южнокорейском самолете «(напомню молодым, что 1 сентября 1983г. южнокорейский «Боинг», сбившийся с маршрута, как показало международное расследование, и оказавшийся в воздушном пространстве СССР, был сбит в небе над Сахалином советским истребителем, погибло 269 человек. Москва долгое время не признавала этот факт, информация была объявлена ложной и клеветнической).
Сальковский тяжело заболел и, возможно, эта история ускорила его кончину. Но в каком-то смысле тогда было проще, чем сейчас, если проводить параллель с малазийским самолетом. В советские времена все знали, что власти на любом уровне врут ежедневно и по любому поводу, в крайнем случае темнят. (Это осталось в менталитете и повадках наших официальных лиц до сих пор, вплоть до последней катастрофы в метро: не давать людям никакой информации. Никогда и ни за что не сообщать о том, что действительно случилось, темнить и засекречивать все, что можно — вот то, с чем мы живем всю жизнь). Многие не верили официальной версии — ну и что? Одной ложью больше, одной меньше. А большинство верило, что самолет был американским шпионом. Потом узнали правду — и никого это не взволновало. А вот сейчас — совсем наоборот. Нет четкой и безапелляционной официальной версии: «Это стопроцентно провокация Вашингтона и Киева, нечего и сомневаться». Но нет и противоположного, идущего с Запада: «Все ясно, это дело рук Москвы с участием донбасских марионеток, вот четкие доказательства». Думай, что хочешь.
Я вообще-то не собирался участвовать в рассуждениях по этому поводу, но не удержался, попав в общий поток. Кстати, пользуюсь случаем, чтобы извиниться за невольную ошибку, допущенную мною по небрежности в прошлом посте, когда в одном месте вместо «украинский самолет» написал «российский». Надеюсь, все поняли, что это описка. Так вот, пошло много версий, главная и самая популярная из которых, конечно — «провокация Америки и ее киевских прислужников». Но есть и обратные, в том числе высказанная А. Илларионовым и сводящаяся к тому, что самолет был намеренно и сознательно сбит по указанию высшего российского руководства. Мне она кажется совершенно неубедительной по той же причине, по какой я не приемлю версий о том, что администрация США устроила и взрыв небоскребов в 2001г. и уничтожение малазийского лайнера. Ни один глава государства или правительства, если он не Сталин и не Гитлер, не будет рисковать своей репутацией и судьбой потомства, отдавая такого рода приказ и понимая, что грозит в случае разоблачения.
Не сомневаюсь, что мне возразят, приведя такой «неотразимый аргумент»: а как же Буш, напавший на Ирак под предлогом наличия у Саддама оружия массового поражения? Все оказалось фальшивкой — ну и что, пострадал он? Отвечу: пострадал соразмерно своей вине. Американская общественность, СМИ, конгрессмены — буквально все задним числом сочли решение вторгнуться в Ирак тяжелейшей ошибкой, крайне вредной для самих США. Но в чем можно обвинить Буша? В некомпетентности, близорукости, даже в сознательной подготовке интервенции без достаточных оснований. В обмане, наконец. Он войдет в историю со знаком «минус», но можно себе представить, что было бы, если бы Буша уличили в убийстве сотен своих сограждан в «башнях- близнецах». Лучше бы ему было тогда провалиться сквозь землю в кипящий ад вместе со всеми родителями, родственниками, потомками...
И я абсолютно убежден, что ни Обама, ни Путин, ни Порошенко не могли отдать приказ об уничтожении пассажирского самолета с сотнями мирных людей на борту, с маленькими детьми. Даже если поверить, что кто-то из них — злодей, так ведь о своей шкуре и своих детях — как же не подумать?
И для чего Кремлю это могло быть нужно? Илларионов уверен: чтобы европейская общественность потребовала от своих правительств заставить Киев «прекратить боевые действия украинской армии в Восточной Украине...», добиться «перемирия любой ценой...удержать Украину от интеграции в западные союзы». Но как можно было поверить, что вот эти цели могут быть достигнуты уничтожением невинных людей в авиалайнере? Ведь уже судя по реакции на Крым можно было понять, как резко и страшно изменилось на Западе отношение к России, особенно к Путину, и как там будут реагировать на международное преступление, если будет хоть малейший шанс обвинить в этом Москву?
И то, что мы видим сейчас, эти сгущающиеся над нашей головой тучи, угроза изоляции, эта реальная опасность превращения России в изгоя на мировой арене — разве трудно было это предвидеть? Навлекать на себя и свою страну весь этот кошмар, от которого не отмоешься десятилетиями, только ради того, чтобы «прекратить действия украинской армии и «добиться перемирия»? Знаете, можно по-разному оценивать уровень и способности команды Путина и его советников (Илларионову это виднее), но нелепо считать их полными кретинами и маразматиками.
Тот, кто хоть немного меня знает, не подумает, что я это пишу ради того, чтобы выгородить Кремль и перевести стрелку с Путина на мелкую донбасскую шпану. Просто призываю к логике, основанной на понимании психологии, страстей и страхов человеческих, врожденных и воспитанных понятий и ценностей.
Но именно к этому труднее всего призвать многих, очень многих наших людей, гены которых были отравлены и изуродованы семью десятками лет Советской власти. Им просто смешно даже подумать, что могут быть иные мотивы поведения, кроме чисто практических и материальных, а моральные и психологические факторы для них— дикая интеллигентская либеральная ерунда. Социализм приучил : если можно что-то хапнуть или кого-то раздавить и при этом уйти сухим — кто же откажется. А «пост-социалистическая жизнь», наш жуткий бандитский капитализм только развил и укрепил такой подход к жизни. Все примитивно и односторонне, без оттенков и многообразия мнений.
Такой взгляд на жизнь характерен и для тех, кто видят в Путине единственный источник всех бед, монстра, навязанного самим дьяволом нашему чудному, доброму, душевному и высокоморальному народу — богоносцу и миротворцу. Но гораздо больше тех, кто искренне верит в то, что сегодняшняя Америка — это второе издание гитлеровской Германии, что США, как утверждал на «Эхе» Андрей Фефелов, собираются превратить весь мир в колонии и гетто, что если мы не поможем героическому Донбассу, то потеряем и Крым, а потом дойдет очередь и до Москвы, как уверен украинский политик Олег Царев.
Многие ораторы и писаки, создающие антизападные, антилиберальные, ксенофобские и джепатриотические настроения и мечтающие вернуть Советскую власть, увлекают неискушенных людей именно своей пламенной искренностью. В мире ведь немало искренних людей, и о некоторых из них я бы сказал: чем они искреннее, тем они хуже. И вообще — прошу не принимать на свой счет, я вас не имею в виду, а просто отмечаю, что одним из самых искренних политиков ХХ века был Адольф Гитлер.
Но можно ли считать искренними, идейными, убежденными людьми наших телевизионных оракулов и ведущих, депутатов Госдумы, политиков и профессоров? У многих из них дети учатся в западных колледжах, деньги в западных банках, все они рады мчаться в Америку хоть каждый месяц по первому приглашению. Самые дорогие в мире костюмы, безупречный английский язык, старые друзья в Оксфорде и Гарварде, недвижимость в Каталонии или во Франции, вторые жены и двадцатые любовницы и на Рублевке, и на Лазурном Берегу — но за все надо платить. Да подумаешь, тоже мне цена — вернувшись из Калифорнии, выступить по телевидению и вылить лоханку помоев на Америку, прекрасно зная, что американцам это безразлично, через месяц опять пригласят. Искренность у этих патриотов? К ним можно отнести слова покойного американского комика Граучо Маркса: «Секрет успеха — искренность. Если вы можете ее изобразить, дело сделано» (once you can fake that, you’ve got it made).
Но опять не в этом главное. Самолет из Амстердама углубил, серьезнейшим и зловещим образом углубил раскол общества. Будем откровенны: практически все, кто не одобрял присоединение Крыма ( признавая, что по с п р а в е д л и в о с т и это русская земля, но полагая, что сейчас эта акция принесет России больше вреда, чем пользы) — все без симпатии отнеслись к «народным республикам» Донбасса, а сейчас склонны обвинять именно «донецких» в уничтожении самолета. А те, кто ликовал , когда «вежливые зеленые человечки» устанавливали в Крыму русскую власть, не сомневаются, что катастрофу с Боингом подстроили «пиндосы» и киевская фашистская хунта. Примирить точки зрения невозможно, ведь и те, и другие уже ангажированы. Привожу свой любимый (для студентов) пример: играют ЦСКА и Спартак, свисток судьи, фол, штраф. Половина стадиона довольна, а другая половина орет: «Судью на мыло!» А ведь все реально видели один и тот же эпизод, это не то, что по радио комментатор скажет. Но все видели р а з н о е, вот в чем дело: пришли на стадион уже заранее зная, что их команда права. И эта ангажированность важнее, чем то, что они видят собственными глазами.
И сейчас какие бы результаты не объявляли разные комиссии, люди поверят только в то, во что хотят верить. Если будут спорить — ничего друг другу не докажут. «В споре рождается истина»? — да чепуха это, не рождается почти никогда, а вот взаимная злоба растет. Поскольку же точных, четких, неопровержимых, для всех бесспорных доказательств ожидать в данном случае не приходится, толковать можно и так, и так. И лейтмотив будет такой: «правду мы никогда не узнаем». Но взаимное озлобление вырастет намного, и в этом как раз одно из самых тяжелых последствий всей «крымско-донбасской» эпопеи. А вдруг — не дай бог! — получится так, что под воздействием санкций наша жизнь будет становиться все хуже, народ совсем озлобится, Россия ожесточится, ощетинится, от всех дистанцируется и изолируется и станет такой же неинтересной и ненужной для мира, как наша футбольная сборная на бразильском чемпионате...