Новая Конституция – яркое платье на голом короле
Украина – далеко не правовое государство. И нам, убогим постсоветским, сегодня нужна не модернизация Конституции, а наш генерал Де Голль
На фоне Греции мы выглядим вполне прилично. Поскольку не кусаем за руку тех, кто нас кормит. Более того, мы умеем искренне благодарить. На этом наше отличие от Греции, в сущности, заканчивается.
Как и греки, мы ленивы, не хотим менять свой сладкий коррупционный жизненный уклад. На самом деле нас вполне устраивает и состояние дел в нашем народном образовании, и наше экзотическое медицинское обслуживание, и постоянная липкая ложь наших больших и малых начальников. Нас устраивает всё, кроме одного: мы хотим денег. Не заработать (те, кто хочет и умеет заработать, покидают Украину), а получить. В любой валюте, лучше в долларах или евро, но можем с аппетитом употребить монгольские тугрики или русские рубли.
Мы увлеченно спорим о конституционных новациях, хотя уже сегодня знаем: все наши большие и малые начальники будут управлять нами по-старому, т. е. по традиции, идущей из времен СССР, и согласно низшему в правовой системе ведомственному нормативному акту. Ну, а гордиться своей очередной Конституцией мы будем один день в году.
Мы готовим себя к тому, что лечить нас будут врачи, работающие в системе приватизированных больниц и поликлиник, да ещё и контролируемые какими-то непонятными пока «страховиками». Но мы категорически не хотим помнить, что знания у этих врачей будут по-прежнему определять их тусклые и не читающие современную специальную литературу преподаватели. Что многочисленные наши профильные Академии, имеющие вполне приличное бюджетное финансирование, не имеют никакого отношения к настоящей академической и прикладной науке. Зато у нас по-прежнему существует жизнелюб ВАК, в сугубо косметических целях переименовавшийся в ГАК!
Мы – богатая страна. Очень богатая. Добрая сотня миллиардеров – свидетельство о её богатстве. И ещё – о нашей неизбывной, раздражающей окружающие нас народы воловьей терпимости. Увы, наша новая Конституция (пока в проекте) – ещё одно яркое платье на совершенно голом короле. Говоря современным языком, виртуальное платье. С ужасом и горечью смотрю на экран, на рассуждающих о виртуальном платье полемистах, на профессоров права, привычных мерзко молчать в периоды откровенного надругательства государства над правом (вспомним, хотя бы, недавние люстрационные новации).
Страшные слова, но я их произнесу. Мы – далеко не правовое государство. И нам, убогим постсоветским, сегодня нужна не модернизация Конституции. Нам нужен генерал Де Голль. Умный, жесткий, решительный и честный Президент. Не думающий о популизме и о своем политическом будущем. Да, склонный к авторитаризму кризисный менеджер. Слышите, Петр Алексеевич? Знаю, знаю, вы – не Де Голль. И вовсе не из-за недостатка конституционных полномочий. Попросту вы – не Де Голль. Жаль, а мы бы приняли и поддержали такого Президента. Сейчас, в этот бесконечно длящийся переходный период.
Сытая, энергичная, демократическая Франция отторгла своего кризисного менеджера, своего спасителя. Таков удел лучших кризисных менеджеров, успешных и честных. Они не думают о пиаре, о популизме. Сытая, энергичная, демократическая Германия не любила своего менеджера-спасителя Аденауэра. Сытая, энергичная, демократическая Великобритания отторгла от государственного руля Маргарет Тэтчер.
Увы, Петр Алексеевич, вы – не Де Голль.
Источник: Новое время