Через 25 років після самогубства СРСР українці продовжують жити в радянській парадигмі
Сьогодні в Україні ми намагаємося жити в частковій демократії
Мовою оригіналу
Существуют различные способы убивать собственную страну. Их множество, от игнорирования норм конституции, твердого и осознанного уничтожения и без того убогой правовой системы, безбоязненного присвоения денег, собранных налогоплательщиками с последующим их выведением в далекие оффшорные зоны, до назначения в исполнительную власть своих или иностранных граждан, ни по интеллекту, ни по квалификации не способных к позитивной деятельности.
Наша власть осваивает всё новые и новые способы. Бесстрашно и безответственно. По-видимому, считая себя бессмертной. Увы, всё повторяется. Царь понтийский Митридат 4-ый, живший в 123-63 г.г. до нашей эры, опасался отравления. И поэтому всю свою сознательную жизнь приучал себя к действию ядов. И всё-таки умер. Не от яда. От меча одного из своих телохранителей, предшественников нашей национальной гвардии.
Пугаю? Совсем нет. Констатирую общеизвестное. Умирают и люди, и государства. Последние – далеко не всегда от внешнего вторжения. Так, гибель Рима произошла не из-за силы напавших на него варваров, а от ослабления духовных основ империи и его культуры,
Похоже, для нас гордые годы надежд остались позади. Даже наши церкви не поняли, что такое любовь к ближнему, им гораздо ближе политика. Советская власть приучила нас использовать в своей повседневной жизни критерии пользы, а не морали. Спустя четверть века после самоубийства СССР мы продолжаем жить в советской скверне.
Существует ряд действий, которые возможно осуществить частично: выкурить половину сигареты, вернуть часть долга и т.п. Но невозможно частично выскочить из поезда, частично жениться… Сегодня в Украине мы пытаемся жить в частичной демократии. Использованные средства неизбежно накладывают отпечаток на окончательные результаты. Основное средство украинской политики – ложь. Низменная, наглая и, одновременно, высокомерная, презирающая гражданина. Так лгут собаке, рыбке в аквариуме или дождевому червяку. Здесь – человеку.
Меня давно интересует сугубо украинский феномен оголтелой предвыборной лжи, подкрепляемой подарком: пакетом с гречневой крупой, ремонтом лифта, восстановлением придомной детской площадки.
Тысячи действительно бедных людей, в основном, пожилых, взяв подарок, отдают свой голос человеку, одарившему их. Прекрасно понимая, что этот даритель – вор и грешник. Что это: проявление последовательной честности, привычки исполнять долг или рабское поведение всегда и во всем зависимых людей?
Пожалуй, ничто так глубоко в нас не укоренилось, как вера в моральный закон выравнивания температур. То есть убеждение, что мир, в котором мы живём, придёт в конечном счёте к такому состоянию, когда будут подытожены заслуги и награды, вина и наказание, когда зло будет отомщено, а добро вознаграждено. Это точное наблюдение польского мудреца Лешека Колаковского. Кто-то из философов в 20-ом веке заметил: ложь политиков в современном мире является аналогом средневекового костра из «неправильных» книг.
Вскоре нас ожидают очередные выборы. Потоки публичной лжи резко усиливаются. Задаю себе совсем не риторический вопрос: здесь жгут на кострах книги, что ты сделал, чтобы их спасти ?