Украина: заметки стороннего наблюдателя
Конечно, с моей стороны как гражданина России, было бы некорректным публично оценивать ситуацию на Украине.
Конечно, с моей стороны как гражданина России, было бы некорректным публично оценивать ситуацию на Украине. Меня извиняет только то, что я родился и окончил школу во Львове. Да и потом, переехав в Москву, естественно, всегда интересовался тем, что происходит на моей «малой Родине», где остались и родственники, и знакомые.
Поэтому хочу предложить для размышления свои совершенно субъективные тезисы. 1.
Янукович ухитрился за годы своего короткого президентства окончательно добить и без того хилую экономику, довести до совершенно невыносимого для бизнеса и простых людей уровень коррупции и кумовства. От открытого кризиса его спасали только две вещи: закрытие Юлии Тимошенко и декларации о грядущей интеграции с Евросоюзом, которая прольет на Украину золотой дождь. Как только он объявил об отказе подписывать евросоглашение, терпение наиболее активной части украинского общества кончилось. Начался Майдан, первая попытка которого, как известно, была жестко разогнана, что вызвало цепную реакцию открытого силового протеста, который продолжается до сих пор. 2.
При этом дело не ограничилось киевским Майданом. Как только начались боевые столкновения на улице Грушевского для меня стало понятным, что очень быстро в западноукраинских областях начнется захват власти. 20 января на сайте Комитета гражданских инициатив я отметил: «Если в Киеве насилия, столкновения не будут прекращены, а будет идти эскалация, то фактически может произойти уход Львова, Тернополя, Хмельницкого из-под формальной власти Президента Януковича. Ситуация уже на грани» (http://komitetgi.ru/news/news/1209/#.Uuvy_B2ZRD0). Что и началось буквально на следующий день. В данный момент Янукович и его администрация полностью потеряли контроль уже над более чем 10 областями не только Западной, но и Северной Украины. 3.
Важно отметить, что в отпавших от Януковича территориях перелицованы не только законодательные, но и исполнительные органы власти, которые обеспечивают нормальное функционирование всей бытовой инфраструктуры. Население этих областей в своем значительном большинстве поддерживает фактически новую власть. 4.
В восточных и южных регионах Украины народ безмолвствует. Это очень важное отличие от «оранжевой революции» 2004 года, когда оттуда в Киев не только в принудительном, но и добровольном порядке приезжали люди, поддерживавшие Януковича. Сейчас оттуда едут разве что т.н. «титушки», т.е. купленные за деньги провокаторы. И хотя открытых сторонников евроинтеграции в Донбассе, Харькове и Одессе очень немного, остальное население, уставшее от социальных неурядиц, выжидает – куда ветер подует. Специфична ситуация в Крыму: там много открытых противников Майдана, но эти люди также не поддерживают Януковича, заявляя о необходимости войти в состав России. Но проживающие там крымские татары из-за своей высокой самоорганизации являются мощным противовесом этим настроениям. 5.
Украинские националисты бандеровского типа сейчас наиболее заметны на Майдане и в западноукраинских областях из-за своей непримиримости и высокой организованности. Но необходимо отметить, что не они стали причиной той цепной реакции событий, которые так драматически развиваются на Украине (см. тезис 1). Националисты просто их очень умело оседлали. 6.
Важно отметить, что украинским националистам бандеровского типа интеграция в Европу по большому счету не нужна. Они ксенофобы и изоляционисты, которые ненавидят всех «чужих» - русских, поляков, немцев и т.д. Модель их поведения, в случае гипотетического прихода к власти (надеюсь, что этого не случится) – современная Венгрия, действия властей которой выпадают из всех стандартов Евросоюза. 7.
Но среди украинских националистов есть и небандеровское (умеренное) крыло, представленное, главным образом, киевским и центральноукраинским образованным классом. Для этих людей важен суверенитет Украины, ее позиционирование как полноценного государства. При этом они считают, что это возможно сделать через интеграцию с Европой, которая защитит Украину от «имперских посягательств России». Естественно, что и этот слой органически против Януковича. Самые известные представители этого лагеря – Кличко и Яценюк. 8.
Однако умеренные националисты не контролируют Майдан. Тем более это относится к взбунтовавшимся западноукраинским областям. Поэтому маневры Януковича (отмена драконовских законов 16 января и амнистия участников беспорядков в обмен на освобождение захваченных по всей стране административных зданий) заведомо обречены на провал. 9.
Попытка применения Януковичем силы против Майдана также заведомо обречена на неудачу из-за отсутствия массовой поддержки даже на Востоке и Юге Украины. Тем более, что все силовики (кроме немногочисленного в масштабах страны «Беркута») деморализованы и не готовы на боевые действия против собственных сограждан, которые, например, на Западной Украине окажут массовое сопротивление. 10.
В этой ситуации наиболее разумным для Януковича выходом было бы объявление досрочных президентских и парламентских выборов. Это позволило бы ему сохранить остатки своей легитимности, а также рассчитывать на решение проблемы своей личной безопасности после этих выборов, например, получив гарантии России и Германии. 11.
Понятно, что при таком развитии событий оппозиция побеждает через использование конституционных процедур, а не захватом зданий и территорий. 12.
Но, учитывая слабость умеренных националистов, существует большая вероятность того, что на Украине после ухода Януковича и его команды политический кризис будет продолжаться. «Бандеровцы» (партия «Свобода» и подобные структуры) могут получить не абсолютное, но блокирующее большинство в многопартийной Раде, что не позволит создать устойчивое и дееспособное правительство. А роль президента в случае очень вероятного возвращения к Конституции 2004 года будет не столь значительной, чтобы стабилизировать положение. В результате Украина погрузится в бесконечные внутриполитические конфликты, что еще более ухудшит экономическую и социальную ситуацию. При этом Россия может применить известные меры давления (таможня, цены на газ, отказ от льготного кредитования и т.п.). Евросоюз ужаснется и тихо отвалит в сторону. 13.
Конечно, такое развитие событий не устраивает и Россию. Иметь под боком огромную зону нестабильности, в которой нет партнера для переговоров, для нас намного хуже, чем для Европы. Ведь Украину с нами (в отличие от Европы) сцепляют многослойные исторические, гуманитарные, экономические связи. В конце концов, там проходит нефтегазовый поток в Европу, который дает ощутимую часть наших экспортных доходов. 14.
Шанс на переход Украины к стабильному развитию, видимо, дает только один шаг: освобождение Юлии Тимошенко. Янукович мог бы ее помиловать, как это недавно произошло в России по отношению к Михаилу Ходорковскому. Тогда на политической сцене появляется по-настоящему сильный игрок, который и может стать палочкой-выручалочкой для всех сторон нынешнего конфликта:
- для националистов всех мастей (вспомним, что Западная Украина за нее дружно проголосовала на последних президентских выборах);
- для России (отношения Владимира Путина и Юлии Тимошенко в ее бытность премьером можно назвать деловыми), а значит и для выжидающего Востока и Юга, тем более что Тимошенко все-таки не «бандеровка»;
- для Европы, которая все эти годы требовала от Януковича ее освобождения.
В конечном счете, именно тогда у Украины появляется хороший шанс заняться спокойной подготовкой к евроинтеграции (как показывает опыт Турции и ряда других стран, этот процесс может продолжаться многие десятилетия) и в то же время найти быстрый и обоюдовыгодный компромисс с Россией.