Евроизоляция вместо евроинтеграции
Российское общество снова расколото на два лагеря: на тех, кто поддерживает Майдан, и тех, кто считает происходящее в Киеве всего лишь «рейдерским захватом» Украины коварным Европейским Союзом.
Российское общество снова расколото на два лагеря: на тех, кто поддерживает Майдан, и тех, кто считает происходящее в Киеве всего лишь «рейдерским захватом» Украины коварным Европейским Союзом.
Страсти кипят не только в Киеве, но и в Москве, Питере и даже сакральном Урюпинске. Зомбированные нашим окончательно завравшимся ТВ, запуганные «оранжевой угрозой» многие жители России плохо понимают, что на Майдане в какой-то степени решается и их собственная судьба. Выбор межу прошлым и будущим осуществляет сегодня не только народ Украины, и но и российский народ.
Итак, что происходит в Киеве? Если совсем коротко, идет финальная стадия процесса распада СССР, начавшаяся ещё в 1991 году. Чтобы лучше это понять, надо признать, что СССР «умер» вовсе не из-за войны в Афганистане и даже не из-за обвала нефтяных цен: это были лишь катализаторы процесса. СССР, к сожалению, погиб из-за вырождения системы управления страной, т.е. деградации самой власти. Он просто сгнил изнутри.
Но общественно-политические процессы нередко имеют очень большую инерцию, они могут длиться годами и даже десятилетиями. Украина прошла на этом пути несколько стадий: полу-отделение от России (отказ от СНГ), попытка создания новой системы власти («оранжевая революция»), и, наконец, попытка «евроинтеграции», т.е. построение современной республики, базирующейся на общеевропейских принципах.
Ничего нового в желании Украины стать европейской страной нет: совсем недавно этот путь довольно быстро прошли десятки стран Восточной Европы и Прибалтики. Просто для русского народа, россиян, связанных с Украиной самыми близкими историческими, культурными, экономическими и даже родственными узами этот процесс воспринимается крайне болезненно и остро, чуть ли не как «предательство» Украиной всего того, что объединяло и продолжает объединять нас.
Вот почему в России сегодня так эмоционально, близко к сердцу и абсолютно по-разному воспринимается то, что происходит в «братской республике».
Существует ли иной вариант развития ситуации, нежели «развод» двух некогда русских государств?! Значительная часть граждан России ошибочно считают, что «хохлы» все это делают «назло» нам. Ерунда. Надо просто понять, что в основе событий на Украине лежит стремление ее граждан жить «как все» в цивилизованной Европе, свободно ездить по ней, стать частью общеевропейской культуры. Конечно, украинцы понимают, что они не будут ни завтра, ни послезавтра жить как немцы или французы, но ведь небогатые Чехия, Словакия, Польша и др. уже живут неплохо.
Давайте посмотрим правде в глаза: можно сколь угодно ругать старушку-Европу, пугать «деревенских» обывателей засильем однополых браков и излишней толерантностью европейцев. Но историческая тенденция налицо: Европейский Союз расширяется, в него за последние 20 лет пришли десятки стран, и ни одна (!!!) не покинула. Если б там было не всё так сладко, почему дружественная нам Болгария или небогатая Литва не попросились обратно, в союз с Россией? Почему Сербия, униженная отторжением Косово, не бросилась к нам в объятия, а предпочла мирный компромисс с Европой ради членства в ЕС?!
А теперь представим себе такое: вдруг, например, маленькая, но гордая Черногория (Сербия) выходит из ЕС, вступает в Таможенный Союз, ЕвроАзЭС, принимает наши законы и правила и т.д. Как бы «разошлась» наша пропаганда!!!! Как бы засияли лица наших руководителей: «А мы их всё-таки «сделали»! И вопрос на «засыпку»: почему НИ ОДНА СТРАНА Варшавского Договора, и большая часть бывших братских (пишу без кавычек) республик СССР не осталась в союзе с нами?! Ведь у нас «для своих» и газ, и нефть дешевле, а кредиты вообще можно не отдавать — Россия богатая, простила долги Африке, списала $29 млрд. Кубе, простит и своим союзникам! Значит, не в деньгах счастье?
Может, нам причину их «ветренности» в себе, вернее, в своем государственном устройстве поискать? Почему наши соседи, имевшие с нами еще недавно общую экономику (и не только), предпочитают нам Европу, НАТО и Брюссель?
Украина — не исключение. Для тех, кто невнимательно следил за событиями последних лет в «незалежной», напомню, что после «оранжевой» революции Украина чуть было не стала ПАРЛАМЕНТСКОЙ республикой, как подавляющее большинство стран Европы. Она наполовину сократила полномочия президента, усилила роль парламента и судов, провела нормальные по европейским понятиям выборы и т.д. Если бы не половинчатость и незавершенность «пост-оранжевых» реформ (где ж она, Юлия Тимошенко?!), не было б сегодняшнего Майдана и опасности гражданских столкновений, тихо-мирно строила бы Украина свое пост-советское общество на базе европейской интеграции и сохранения дружбы с Россией: куда ж от нее денешься, от родни!
Украинцы не против России. Они против возврата в СССР, с его бессменными вождями и партиями, на полном серьезе объявляемыми «умом, честью и совестью нации». Они против лагерного мышления, когда страну постоянно окружают злобные внешние враги, а любая оппозиция власти объявляется «пятой колонной» на содержании у коварного Госдепа, стремящегося расчленить державу и окончательно поработить ее народы. Они не хотят Министерства пропаганды вместо нормальных СМИ, жуликоватых «волшебников» чуровых вместо выборов. Они просто хотят стать обычными европейцами, пусть для этого им придется первое время терпеть лишения и преодолевать трудности.
Вот почему они не хотят союза с нашим ГОСУДАРСТВОМ, с нашей властью, если хотите — нашим режимом. Но большинство украинцев — за дружбу и сотрудничество с Россией и ее народом; ведь у них и у нас одних только общих родственников на полстраны.
Если на Украине победит Майдан и страна пойдет по пути евроинтеграции — значит, позитивные изменения начнутся и у нас: власть будет вынуждена пойти на диалог с оппозицией и политические реформы, чтобы не допустить своего «Майдана». А худой мир, как известно, все же лучше доброй ссоры.
Если произойдет обратное, то российская власть получит карт-бланш на дальнейшее «закручивание гаек», и тогда риск силового разрешения (бунт, революция, гражданские столкновения) усиливающихся политических противоречий в РФ резко возрастет. (Просто это случится «когда-нибудь потом», но случится обязательно.) Одновременно начнется процесс «евроизоляции» России, который по-любому не сулит нам ничего хорошего: страна будет превращаться в скучную сырьевую провинцию Европы, с которой соседи станут здороваться лишь из вежливости, но общих дел и дружбы предпочтут не иметь.
Нужна ли нам такая судьба, нужна ли нам такая Россия? Частично ответ на этот вопрос мы с вами скоро узнаем. Пожалуй, это редкий случай в истории, когда выбор Украины может предопределить наш собственный российский выбор.
Геннадий Гудков, совершенно пророссийский политик.