Ждет ли Евросоюз судьба Рима?
Или как противостоять новому пришествию мигрантов
Война в Сирии плюс другие конфликты на Ближнем Востоке и севере Африки, зверства и массовые убийства людей так называемым «Исламским государством» породили многочисленную волну беженцев (вынужденных мигрантов) в развитые и сытые европейские страны, поставив под сомнение дальнейшее существование единого Европейского Союза.
Старый Свет столкнулся с практически неразрешимой проблемой: либо отказать в спасении беженцам, среди которых большинство — женщины, дети, старики да и просто спасающие свои жизни и семьи ЛЮДИ, либо «похоронить» ЕС, ликвидировав его главные достижения: свободу перемещения без границ и таможни, единое правовое и гуманитарное пространство. Цена вопроса чрезвычайно высока.
В этих условиях немедленно активизировались партии и политики, предлагающие радикально ужесточить отношение к вынужденным мигрантам, вплоть до их депортации; построить кордоны и стены, защищающие европейский социальный и общественный оазис от пришельцев с «другой планеты». Ибо столь разительно отличаются ценности прибывающих в Европу мигрантов от её коренных обитателей. Одновременно на континенте усиливаются позиции т. наз. «евроскептиков»: референдум о нахождении в составе ЕС уже пройдет в Великобритании, усиливается критика Евросоюза в ряде других стран.
Европа не первый раз в своей истории становится территорией Великих переселений народов. Самое известное длилось с 4 по 7 век и привело не только к уничтожению Римской империи (официально она исчезла в 476 г.), но и образованию многих современных европейских государств: Англии, Франции, Германии и т.д. Правда, в отличие от нынешнего «переселения» в древние времена территории захватывались военным способом, а завоеватели не соблюдали никаких правил: не было тогда ни Хельсинских соглашений о незыблемости европейских границ, ни ООН, ни Европарламента, ни даже блока НАТО.
Сегодняшнее переселение народов совсем не великое, но даже оно ставит перед всем миром трудную задачу: что делать с современной массовой миграцией, ведь это не только проблема Европы, но и США, и России, и вообще всех государств, живущих хотя бы чуть лучше соседей. Приехать «на готовенькое», получить на «халяву» социальный пакет и доступ к хорошему образованию, здравоохранению и т. д. — мечта миллионов в экономически отсталых странах. И действительно, чтобы разом обрести все достижения цивилизации, не надо ничего делать в своей родной стране, бороться, страдать, воевать… Достаточно просто пересечь границу толерантного западного сообщества — и жизнь удалась. Даже если не у них, то совершенно точно — у их детей.
Понятна и реакция коренного населения: десятки поколений их предков веками с потом и кровью обустраивали территорию Европы, воевали за свободу и демократию, создавали все блага цивилизации, придумали социальное государство — а теперь в европейский дом едут те, кто ничего подобного в своих странах не сделал, но желает обрести европейское качество жизни в готовом виде за счёт, по сути, налогоплательщиков развитых стран. Разве в подобных рассуждениях нет сермяжной правды?
Тем не менее, мы живем в современном гуманном мире, в котором не принято снова «изгонять мавров» или депортировать целые народы, как это когда-то делали кровавые диктаторы ХХ столетия. Все-таки во дворе новый, просвещенный век. Так что же делать?
«Быстренько» развить весь мир хотя бы до уровня Греции — утопия, не хватит и десяти человеческих жизней, чтобы добиться или дождаться таких результатов. Да к тому же народы многих стран вовсе не признают себя недоразвитыми, а некоторое даже считают, что имеют право «учить жизни» весь окружающий мир, т.к. несут ему истинную «истину» или опираются на какие-нибудь самые крепкие «скрепы».
Итак, чем может ответить цивилизация на растущий поток мигрантов, грозящий сложившемуся мироустройству?
Во-первых, для локализации ситуации мировому сообществу следует объединиться и купировать активные локальные войны и конфликты: разгромить ИГИЛ, а также коллегиально помочь навести порядок народам Сирии, Ливии, Ирака, Афганистана и в других «проблемных» странах, где люди живут в страхе перед военными действиями. Для этого придуманы ООН, Совет безопасности, НАТО, ОБСЕ, существуют масса МИДов развитых государств, имеющих опыт проведения умной дипломатии по всему миру. Я понимаю: легко сказать, трудно сделать, но альтернативы коллективным действиям по «принуждению к миру» противоборствующих сторон на воюющих территориях нет.
Во — вторых, пора скорректировать миграционную политику всем странам, где это — серьезная государственная проблема. Без объединения усилий, общего подхода в миграционной практике, включая определенные запреты и ограничения, вплоть до депортации определенных категорий лиц, трудно добиться осязаемых результатов.
И, наконец, главное: пора ведущим мировым державам пересмотреть подход к мигрантам. Да, надо оставаться толерантными, уважать их права; проявлять гуманность и человеколюбие. Но хватит сюсюкаться, ходить вокруг них «на цыпочках», хватит за счёт коренных немцев, французов, англичан или россиян без разбора наделять всех желающих социальной «халявой» и восторгаться по поводу самобытных обрядов и обычаев приезжих, типа непременной паранджи на головах их женщин.
Необходима программа государственной активной (хотел написать — принудительной, но это не совсем правильно) ассимиляции беженцев и мигрантов в тех странах, куда они приезжают. Чем быстрее мигранты станут англичанами, немцами или русскими по духу, языку и культуре, тем лучше будет для всех: как коренных граждан, так и самих приезжих.
Должно быть примерно так: здравствуйте, вы приехали в Англию (Францию, Россию, Австрию). Срочно учите английский язык, вот учебники, вот курсы. Жить в Англии вы будете по традициям, обычаям и законам нашей страны: у нас все религии и атеизм равны, Англия — светское государство. У нас — равные права у мужчин и женщин, мы запрещаем физически наказывать детей в семьях, у нас свобода слова (карикатур на всех и вся), выбор одежды — по индивидуальному вкусу, у нас не носят паранджу и не молятся на городских площадях.
Вам надлежит работать (вот курсы, специальности), если будет совсем плохо — у нас есть программа социальной(временной) помощи; ваши дети должны ходить в школу и регулярно посещать стоматолога и терапевта. Рождество у нас в декабре, Новый год сразу после. Мы уважаем ваши обычаи, традиции, у нас даже есть газеты и книги на вашем родном языке. Но не забывайте, вы в Англии, поэтому и вы, и ваши дети должны стать как можно скорее полноценными гражданами страны пребывания. Вас всё устраивает? Если нет, мы поможем вам вернуться на Родину и там следовать вашим обычаям, культурным ценностям и традициям.
Если мигранты (беженцы) не стремятся стать русскими, американцами, шведами или немцами, делать им в этих странах нечего. Помните, кем был по происхождению Пушкин? А стал великим РУССКИМ поэтом. А живописец Айвазовский, а князь Багратион, а, в конце концов (хоть это и не миграция) Екатерина Великая?! В моей родной Коломне, например, самое крупное предприятие города — тепловозостроительный завод — был основан братьями Струве, ОБРУССЕВШИМИ немцами, сделавшими для города больше, чем многие коренные коломенцы.
Происхождение и национальность вовсе не главное в определении своей идентичности: главное, кем ЧУВСТВУЕТ себя человек. Мне много раз доводилось слышать от ассимилировавшихся в Москве армян, осетин, грузин и представителей других народов жесткую критику в адрес «понаехавших» мигрантов, которые «совсем оборзели» и на «нашем русском языке ни писать, ни читать не желают». У меня нет никаких сомнений, что эти люди совершенно искренне чувствуют себя, возможно, бОльшими русскими, чем ваш покорный слуга.
Никакого иного выхода, кроме четко и жестко спланированной ассимиляции прибывающих мигрантов нет и быть не может: ну, не стрелять же по плачущим женщинам и детям, не оставлять их без еды, врача и крова. Если мы действительно цивилизованные европейцы, по — другому мы действовать не сможем…
Ускоренная ассимиляция мигрантов должна стать четкой государственной политикой Европы и, конечно, России. Без взяток, поборов, унижений и обращения с мигрантами, как с людьми второго сорта. Для этого необходимы:
а) разумная коррекция законодательства; б) государственные программы адаптации, включающие в себя изучение языка, литературы, истории и культуры страны пребывания; в) доступная профессиональная подготовка.
Ведь, например, России нужны квалифицированные строители, водители, механизаторы широкого профиля, особенно в регионах, где налицо реальный кризис трудовых резервов. Необходимы региональные программы трудоустройства мигрантов (беженцев) в Воронежской, Липецкой, Новосибирской и иных областях нашей необъятной державы.
Если мигрантам (беженцам) нравится только Москва — пожалуйста, но без социальной и иной поддержки и стенаний об использовании в столице «рабского труда»: та же Рязань вполне готова принять на адекватных условиях в свои хозяйства сотни непьющих трактористов и работников ЖКХ, особенно если это будет сделано в рамках госпрограммы.
Образование замкнутых национальных общин на территориях страны — объекта миграции— недопустимо: это всегда ведет к изоляции мигрантов и их социальной обособленности. При таком подходе даже последующие поколения мигрантов будут ощущать себя не россиянами, а корейцами, узбеками или турками, а значит, руководствоваться ИНЫМИ ценностями, другими культурными стандартами. А там и до столкновения цивилизаций рукой подать.
Никакого иного выхода из этой сложнейшей ситуации нет и быть не может. И ещё раз, чтобы не быть обвиненным в различных фобиях. По убеждениям и воспитанию я — интернационалист, но когда в Москве при мне женщину не сажают за стол или заставляют носить юбки до пола — я начинаю злиться: это не наша культура, а варварство. Когда кто-то навязчиво доказывает мне преимущества мусульманской (христианской или любой другой) морали над светской, я раздражаюсь еще больше: мы светская страна. Когда я вижу разнузданных «джигитов», изображающих из себя «хозяев жизни», унижающих девушку-официантку и плюющих на общественную мораль — я банально закипаю, потому что это — гнусно вообще, но особо гнусно, когда так наглеет «гость столицы», даже если он — не мигрант, а уже гражданин нашей великой страны.
Словом, цивилизованные государства должны найти в себе силы, терпение и возможности ускоренным образом перековать мигрантов (беженцев) в настоящих граждан своей страны. Только так можно противостоять нынешнему «переселению» народов, способному разрушить уютный и обжитой Старый — Новый мир. Очень не хочется, чтобы Европу и Америку, также как и Россию постигла судьба Римской империи.
Источник: Эхо Москвы