Зачем Европе нужна украина
Председатель Еврокомиссии Баррозу и глава Европейского Совета ЕС Ван Ромпей отвечают на этот вопрос прямо (...): цель ЕС - совместно с региональными партнерами «шаг за шагом строить демократическую, процветающую, стабильную и основанную на правовом государстве зону соседства», ... соглашения об ассоциации с ЕС не только откроют доступ на «крупнейший рынок мира», но и помогут партнерам «реформировать и реконфигурировать их экономики, а также модернизировать общество. ... Укрепление отношений с ЕС не наносит ущерб отношениям между нашими восточными партнерами и другими их соседями, как-то Россией. Никто не просит наших партнеров отказаться от их отношений или соглашений о свободе торговли с Россией. Восточное партнерство задумано, чтобы приносить выгоду всем сторонам. ... И это только первые шаги, поскольку в конечном итоге Европа и члены Восточного партнерства могут добиться процветания только на интегрированном континенте без линий разлома».
В России этому не верят! С удивлением обнаружил, что даже среди демократической общественности есть, на мой взгляд, серьезное непонимание мотивов действий Евросоюза по привлечению Украины к ассоциированном членству. На счет мотивов действий Кремля всё в общем понятно, но очень многие думают, что и Евросоюз, прикрываясь громкими словами, на самом деле вместе с Кремлем участвует в некоем геополитическом перетягивании Украины на свою сторону.
Думаю, что это большая ошибка, хотя и вполне естественная. По известным историческим причинам россияне испытывают к Украине особые чувства. К тому же верно думаю сказано, что бытие определяет сознание. Вековое бытие в условиях жесткой колониальной империи оставило в сознании россиян до сих пор заметные следы. До сих пор малые соседние страны очень многими воспринимаются как естественный объект силового влияния великих держав и конкуренции между ними.
Ошибка тут, на мой взгляд в том, что свое мировоззрение, исторически сложившееся в определнных условиях, люди считают единственно разумным и переносят его на всех остальных. Между тем западное бытие на протяжении веков весьма существенно отличалось от российского, и прежде всего в духовной сфере. Соответственно иному бытию сформировалось иное сознание, включая идеи верховенства права, свободы и гуманизма, которые постепенно вытеснили имперское мировоззрение. Именно это привело к распаду западных колониальных империй. Большинству стало очевидным, что доходы от колоний просто не окупают огромных затрат на колониальную бюрократию и защиту колоний. Признание независимости бывших колоний и перевод отношений с ними на рыночную основу оказался на много выгодней обеим сторонам.
Подобные же соображения привели к возникновению Европейской идеи. Две разрушительные мировые войны показали всю бессмысленность бесконечного передела европейских границ. Радикальным решением стала фактическая ликвидация пограничных барьеров, препятствующих торговле. Это не только устранило причину войн, но и привело к быстрому послевоенному восстановлению и нынешнему процветанию Европы, поскольку с одной стороны это в огромной степени расширило рынки сбыта для всех производителей стран-участников, а с другой стороны повысило конкуренцию между ними, что привело к сдерживанию цен и заставило производителей совершенствовать производство и повышать качество товаров. Разумеется все это стало возможным только в результате углубления демократии и длительной работы по выработке и согласованию договорно-правового фундамента Евросоюза.
Дальнейшим развитием Европейской идеи стала программа Восточного партнерства. Евросоюз несомненно исходит при этом из интересов своих членов, однако величие Европейской идеи в том и состоит, что все участники заинтересованы в росте благосостояния каждого. Вступление нового участника выгодно всем, поскольку расширяет общий рынок, делает внутренний рынок нового участника более привлекательным для всех и повышает выгодную потребителям конкуренцию, и тем самым содействует росту экономики нового участника. То есть получение выгоды присходит не за счет другого, выигрывают все за счет расширения и совершенствования производства. (это похоже на волшебство, но я лично могу засвидетельствовать, что именно так все и происходит, например в Эстонии, не говоря уж обо всем Евросоюзе)
Именно поэтому Евросоюзу выгодно содействовать участию соседних стран в программе Восточного партнерства. В том числе и в политико-правовой сфере, поскольку рост уровня жизни и развитие демократии соседних стран содействует не только экономике, но и безопасности Евросоюза.
Евросоюз старается привлеч соседние страны, не дешевыми кредитами и льготами, а предоставляя им огромные возможности для развития. Однако своеобразной «платой» за эти возможности и необходимым условием для развития являются собственные усилия по реформированию своей политической и экономической систем. Очевидно, что это небыстрый и тяжелый путь. Необходимо учесть и то, что безболезненно это не пройдет, поскольку потребует радикального изменения сложившихся взглядов большинства и, что самое сложное, неформальных структур власти.
Что касается конкретно Украины, то в Евросоюзе видимо уже вполне осознают, что Януковича привлекает не столько реальная перспектива ассоциированного членства, сколько возможность получения дешевых кредитов, которые ему крайне необходимы на выплату огромных долгов и грядущие выборы. Настойчивость Евросоюза возможно объясняется скорее надеждами на политические изменения в Украине и стремлением довести до успешного завершения многолетнюю работу по выработке договора.
Однако в последнее время возможно самым важным движущим мотивом Евросоюза, на мой взгляд, стали моральные соображения, что в России обычно считают не стоящим внимания. Массированная кампания откровенного давления Кремля с целью помешать сближению Украины с Евросоюзом, в дополнение к его прежним неадекватным действиям, наконец обратило на себя массовое внимание, стало одной из главных новостей. В Европе это воспринимается как совершенно возмутительные и абсолютно непреемлемые в современном мире попытки Кремля по сути вернуть Европу в 19 век, вновь разделив её на «сферы влияния», тотальной ложью, угрозами и подкупом вернуть Украину под свою власть.
Огромный запас доброжелательной терпимости уже исчерпан. Произошел тектонический сдвиг европейского общественного мнения, и западные политики, многими десятилетиями воспитанные выборами, больше не могут не считаться с возмущением граждан. Это новый, стратегический по своему значению, фактор мировой политики, который думаю будет играть в дальнейшем всё большую роль.