Игра в «черный ящик»
Как-то я попробовал поговорить о политической системе Украины, выстроенной Виктором Ющенко, с одним знакомым. Неглупым человеком...
Как-то я попробовал поговорить о политической системе Украины, выстроенной Виктором Ющенко, с одним знакомым. Неглупым человеком – ведь наличие депутатского мандата о чем-то таки свидетельствует. Но разговор у нас не получился. «Да нет никакой системы! При Ющенко у нас в стране сплошной хаос. И, судя по всему, пока он у власти, это не изменится», – уверял меня мой знакомый.
Я с такой позицией не согласен. Ведь если рассматривать систему как множество взаимосвязанных объектов и ресурсов, объединенных в единое целое и противопоставляемое окружающей среде, то украинская политика времен Виктора Ющенко вполне подпадает под это определение.
Объекты – парламент, правительство, олигархи опять же – есть. Ресурсов – финансовых, ископаемых, электоральных – тоже хватает. Связи между объектами и ресурсами видны невооруженным глазом. Ну, и, наконец, насчет противопоставления среде – так и на западе, и на востоке от Украины политика строится совершенно по-другому, чем у нас.
То есть, какая-никакая политическая система в Украине имеется. Другое дело, что, говоря в категориях системотехники, за время президентства Виктора Ющенко она окончательно превратилась в «черный ящик», то есть в систему, механизм работы которой очень сложен, неизвестен или неважен в рамках данной задачи.
Зарубежным политологам вещи, которые за пять лет стали привычными и даже обыденными для каждого из нас, кажутся абсурдными и противоестественными. Президент подает в парламент кандидатуру премьера, а спустя несколько месяцев вступает с ним в жесткое противостояние. Глава государства издает указ о роспуске Верховной Рады, а депутаты имеют этот указ в виду. Депутаты, выбивая двери, врываются в помещение суда и объясняют: мы хотим обеспечить нормальную работу судей. Правительство не имеет поддержки половины членов парламента, но бодро заявляет о жизнеспособности коалиции и даже не помышляет о добровольной отставке. Прогнозируя развитие ситуации в стране, политики и политологи с абсолютно серьезным видом рассуждают о противостоянии, например, милиции и внутренних войск.
Как наша государственная машина все еще функционирует, несмотря на все эти дикости, – толком объяснить не может никто. Законы западной политологии в Украине не работают, – признают немногочисленные зарубежные эксперты, которым все еще интересно происходящее в нашей стране. Что будет со страной через год, месяц, даже на следующей неделе, – неведомо даже высшим государственным чиновникам, уже давно принимающим важнейшие политические решения на авось, вслепую. Уверенности в том, что запаса прочности нашего «черного ящика» хватит надолго, нет ни у кого, – ни у граждан Украины, ни у финалистов президентской гонки.
Не случайно, наверное, во второй тур выборов главы государства вышли те кандидаты, которых избиратель ассоциировал с «твердой рукой». Не случайно ключевым посылом в предвыборных обещаниях и Виктора Януковича, и Юлии Тимошенко является наведение порядка в стране.
Каждый из них и каждый из нас понимает это наведение порядка по-своему. Однако очевидно одно: с украинской политической системой нужно что-то делать. В том, что этот «черный ящик» будет разобран – либо наманикюренными ручками Юлии Владимировны, либо гаечным ключом в мозолистых ладонях Виктора Федоровича, – у меня лично сомнений нет никаких.
Но вот что следующий Президент будет делать с ним дальше? Проведет косметический ремонт, поменяв некоторые теперешние детали на другие, правильных – бело-голубого или бело-красного – цветов? Закрутит гайки еще сильнее, приказав всем узлам работать в пять раз продуктивнее под угрозой расстрела? Засунет в старый ящик пылящийся в загашниках отработанный механизм, отменив политреформу 2004 года? Или выбросит черный ящик к чертям и построит высокотехнологичный механизм из современных деталей в новом, прозрачном корпусе? Вряд ли ответить на эти вопросы сегодня может даже любой из оставшихся в игре претендентов на главный пост в государстве…
В рамках этого спецпроекта «Главком» будет отслеживать те изменения в политической жизни нашего государства, которые привнесет новый Президент Украины. Мы попробуем оценивать инициированные им реформы не с точки зрения сиюминутной политической конъюнктуры, а исходя из их влияния на политическую систему нашего государства, ее прозрачность и эффективность. Исходя из количества критических стрел, которые оба кандидата в Президенты метают в нынешнюю политическую систему Украины, работы и у них, и у нас будет предостаточно.