Чи потрібні Києву райради і в якому вигляді?
Особистий досвід
Мовою оригіналу
В 1998-2002 годах я был депутатом райрады в Киеве. Харьковской, а после реорганизации районов – Днепровской.
В райраде было 60 депутатов. Меня избрали председателем бюджетной комиссии.
Выборы тогда были чисто мажоритарные. Выдвинуться можно было как от партии, так и самостоятельно. В основном кандидаты выбирали второй вариант.
Главное, на выборах в райраду были небольшие, довольно четко очерченные округа. Моим округом были дома на пересечении Днепровской Набережной и Тычины (Березняки). Пять или шесть домов.
Это, конечно, совсем небольшой округ. Как депутат, я много занимался личными проблемами избирателей: организация лечения и ухода за больными и пожилыми, несколько многодетных семей, требующих поддержки, небольшая материальная помощь… Некоторого внимания требовало благоустройство подъездов, дворов, детских площадок, междомовых дорожек. Было одно место стихийной торговли.
Надо сказать, что в те годы бюджетных возможностей для решения этих нужд было не много. Кроме индивидуальной матпомощи нуждающимся, мне за всю каденцию только один раз удалось выбить средства на латание дыр в проездах и тротуарах. В общем, с округом хлопот было не много. На одного депутата можно и побольше территорию.
Но как для всей рады – территория административного района Киева великовата. Мы всей райрадой голосовали за решение, например, локальных задач Чапаевки и Бортничей, где большинство депутатов никогда не было (кроме нескольких местных) и ничего о проблемах этих территорий не знало. Тем более, что часть депутатов вообще жила далеко за пределами района и приезжала только на сессию.
Надо сказать, что полномочия у райрады были не ахти какие. Моя бюджетная комиссия занималась раз в год согласованием бюджета, который почти на 100% был сверстан в Горадминстрации, ассигнованиями на небольшие проекты по благоустройству. Также, что было немаловажно, за нами было согласование льгот по земельному налогу для предприятий. Тогда, как и сейчас, промпредприятия занимали бессмысленно огромную неиспользуемую территорию.
Большую часть депутатского корпуса составляли директора школ, руководители от медицины, начальники ЖЭКов, районные функционеры разных мастей. Все они уделяли внимание исключительно своим заведениям или отраслям, мало вникая в общерайонные проблемы.
Мой короткий вывод из этого опыта таков.
Киеву очень нужны такие депутаты, которые были бы рядом с избирателем. Жили по месту избрания, работали на маленьких, обозримых округах, буквально знали своих избирателей в лицо, переживали за каждую лавочку и ямку в тротуаре.
Но Киеву не нужны такие территориальные органы местного самоуправления, как райрады в нынешних масштабах районов. Это уже не "местный" уровень. Это рада с масштабами большого города, но минимальными полномочиями. Такой орган уже далек от конкретных проблем территории и людей, но недостаточно полномочен, чтобы решать комплексные проблемы. Райрада из 60 депутатов, многие из которых, к тому же не местные, не в состоянии решать локальные проблемы местных жителей.
Низовые административные единицы Киева должны быть значительно меньшими. Буквально, в 10 раз меньшими. Каждый нынешний киевский район должен быть разделен на микрорайоны, местные громады (по 6-10 в каждом нынешнем районе). В них должны работать компактные рады, депутаты которых будут местными жителями и с пониманием сути принимать решения, касающиеся местных задач и проблем.
Тогда местное самоуправление Киева заработает гораздо эффективней.