Таможенный союз Четырех Паханов и воровской круг олигархии
Перед Украиной две перспективы: движение в направлении Европы или участие в Таможенном союзе.
Перед Украиной две перспективы: движение в направлении Европы или участие в Таможенном союзе (ТС). В случае вступления Януковича в ТС, этот союз можно будет назвать Союзом Четырех Паханов (СЧП): Путина, Лукашенко, Назарбаева, Януковича. Критики вступления Украины в ЕС во многом правы. Конечно путь в Евросоюз неблизкий, да и рая земного необещает, вспомним пример кризисных Болгарии, Румынии, Греции и т.д. У старых членов ЕС есть свои корыстные интересы в отношении новичков, получающих, наряду с определенными преференциями, и новые проблемы. Но альтернатива для Украины еще хуже. Участие в СЧП грозит стране таким же паханатом, как у партнеров, причем, без относительного экономического благополучия России и Казахстана, основанного на экспорте сырья. Ориентируясь на такой путь развития, Украина может стать азиатской коррумпированной диктатурой без европейских социальных и правовых гарантий для населения, но с полным беспределом власти и назначенных ею крупных собственников. Большинству украинцев, не принадлежащих к бюрократии и крупному бизнесу, такая перспектива ничего хорошего не сулит.
Нынешние протесты направлены на свержение пахана-Януковича. Но сама по себе смена политической власти ничего не даст. Роль пахана существенна, но важнее «воровской круг» за ним стоящий. Именно этот круг украинских олигархов и есть настоящий хозяин страны. Оранжевая революция в Украине не привела к реальным изменениям потому, что олигархи сохранили ресурсы и быстро коррумпировали Ющенко. Пока криминальной олигархии принадлежит украинская экономика, жизнь простых украинцев сильно не изменится. Хоть в составе ЕС, хоть в составе СЧП.
Я не идеализирую Тимошенко, и вообще не пытаюсь оценивать ее эффективность как политика. Тем не менее, нельзя не признать, что она – единственный руководитель правительства на постсоветском пространстве, который всерьез пытался бросить вызов интересам криминальной бизнес-олигархии, сложившейся после разграбления госсобственности в 90-е. Она отобрала у украинских олигархов (Пинчука и Ахметова) ворованную Криворожсталь и продала ее на реальном аукционе по рыночной цене, предпринимала и другие попытки подорвать экономическое могущество олигархии (не суть важно, какие у нее были при этом мотивы). Именно за это Ющенко сместил Тимошенко с должности премьера, а Янукович посадил ее в тюрьму.
Для российской оппозиции, как украинская оранжевая революция, так и нынешние революционные события – хороший урок. Первая показала, что нельзя останавливаться на пахане. Система не изменится пока «воровской круг», криминальная олигархия - не лишится своей экономической базы. Имея эти ресурсы, она, как это уже не раз было в Украине, купит и продаст любую власть. Поэтому отношение к олигархии – тест лидеров оппозиции на честность и последовательность. С другой стороны, нынешние протесты в Украине демонстрируют полную ущербность российской оппозиционной стратегии разрешенного протеста, реализация которой началась со знаменитых «сливных» переговоров в мэрии в декабре 2011 года. Украинцы показали, что, только наплевав на все запреты власти, можно переломить ситуацию в стране.