Пакт Путина-Меркель на переговорах в Минске
Следует отдать должное Владимиру Путину – для осуществления своих проектов ему удается выбирать весьма символические даты
Следует отдать должное Владимиру Путину – для осуществления своих проектов ему удается выбирать весьма символические даты. В дни 75-й годовщины заключения пакта Молотова-Риббентропа по установлению контроля за Центральной и Восточной Европой г-н Путин совместно с г-жой Меркель подготовил – и, судя по всему, не без шанса на успех – пакт Путина-Меркель по установлению контроля над Украиной.
План Путина
Первое обнародование ключевых положений плана Путина «случилось» у одного из наиболее ценных членов Путининтерна – З.Бжезинского. В ряде своих публикаций и выступлений «железный Збиг» звонко отчеканил три путинских «нет» Украине:
- «нет» членству Украины в НАТО,
- «нет» членству Украины в ЕС,
- «нет» возврату Украине Крыма.
Неоднократная популяризация путинского плана была выполнена Бжезинским настолько безукоризненно, что удостоилась теплой похвалы в высочайшем присутствии от бывшего члена Политбюро ЦК КП РСФСР и нынешнего руководителя КПРФ (с 4-й минуты):
Можно ли было еще совсем недавно предположить, что «несгибаемый» Збиг сможет удостоиться похвалы из уст Г.Зюганова? А вот ведь смог, заслужил...
Вернувшийся с ялтинского инструктажа С.Доренко облек путинские пожелания («рецепт мира») в обычную для него проникновенно-эмоциональную форму (с 4-й минуты):
):
Их суть «оказалась» аналогичной «плану Бжезинского-Зюганова»:
- Внеблоковый статус Украины (т.е. «нет» членству Украины в НАТО).
- Синхронное совместное с Россией сближение с Евросоюзом (поскольку Россия строит т.н. Таможенный союз, то де-факто «нет» членству Украины в ЕС).
- Выборы губернаторов, федерализация бюджета, региональный русский язык (т.е. участие России в определении внутреннего политического устройства Украины).
Наконец, за неделю до минской встречи запросная позиция Путина на переговорах в Минске была распространена главным редактором журнала «Росия в глобальной политике» Ф.Лукьяновым, как в таких случаях полагается, одновременно в «главных» страновых СМИ Двух Высоких Договоривающихся Сторон – в «Шпигеле»:
«Далее Лукьянов очертил контуры «комплексного» выхода из кризиса: «Всем придется пойти на уступки. Восточная Украина должна получить статус автономии... Было бы осмысленно создать политическое крыло повстанческого движения, вроде Шинн Фейн в Ирландии... Газовый вопрос следует во всей его полноте прояснить: долги Украины, тарифы на газ, проблема транзита. Еще один важный вопрос: кто будет платить за восстановление Украины? Четвертая область переговоров – это свобода Украины от военных союзов... Необходимо письменно зафиксировать, что Украина не станет членом НАТО».
и в «Российской газете»:
«На столе – несколько тем. Первое – политическое устройство Украины, которое гарантировало бы востоку страны особый статус с сохранением культурно-исторических особенностей. Второе – внеблоковый статус Украины, отказ от стремления в НАТО, что Россия считает фундаментальной угрозой для себя. Третье – весь обширный комплекс вопросов, связанных с газом, – долги, цена, транзит и пр. Четвертое – экономическое возрождение Украины после войны, которое будет почти невероятным в случае полного разрыва связей с Россией».
План Меркель
Негативное отношение Меркель к сближению Грузии и Украины с НАТО хорошо известно еще с Бухарестского саммита 2008 года, когда именно фрау из Берлина заблокировала получение обоими государствами планов действий по членству в НАТО – ПДЧ (МАР).
В начале лета этого года Меркель произвела впечатление на наблюдателей, предложив в качестве «переговорщика» на украинско-российских переговорах путинского кума В.Медведчука.
В ответ на оферту Путина-Бжезинского-Зюганова-Лукьянова Меркель сформулировала и свою позицию.
Вначале о «дипломатическом наступлении» Берлина рассказал «Рейтер»:
After months of ratcheting up pressure on Vladimir Putin, concern is mounting in Berlin and other European capitals that an emboldened Ukraine's military successes in the east are reducing the chances of a face-saving way out of the crisis for the Russian leader. As a result, the focus of German-led diplomatic efforts has shifted, according to senior officials, towards urging restraint from Ukrainian President Petro Poroshenko and averting a humiliating defeat for pro-Russian rebels, a development that Berlin fears could elicit a strong response from Putin...
...the German leader is also expected to use the trip to try to persuade Poroshenko, and nationalist hardliners in Ukraine who want to press their military advantage and crush the separatist rebellion in the east, to think hard about the consequences of such a course. Central to Berlin's diplomatic offensive is the view that outright defeat for Putin's proxies in eastern Ukraine would provoke an unpredictable reaction from the Kremlin that could take the crisis to a dangerous new level. "Poroshenko needs to know that there is understanding for how his government has acted but also that there can't be a military solution in the east," one official told Reuters on condition of anonymity. "He can't win with weapons. Putin won't allow this."
(После нескольких месяцев усиления давления на Владимира Путина в Берлине и других европейских столицах растет озабоченность, что военные успехи осмелевшей Украины на востоке уменьшают российскому лидеру шансы сохранить лицо на пути выхода из кризиса. В результате центр дипломатических усилий, возглавляемых Германией, переместился, по словам высокопоставленных чиновников, к оказанию давления на украинского президента Петра Порошенко с целью проявления им сдержанности, чтобы предотвратить унизительное поражение пророссийских мятежников, что, как опасается Берлин, может вызвать сильную реакцию Путина...
...Германский лидер также воспользуется своей поездкой, чтобы попытаться убедить Порошенко и националистических сторонников жесткой линии в Украине, желающих воспользоваться своим военным преимуществом и сокрушить сепаратистское восстание на востоке, задуматься о последствиях такого курса. Центральное место в обосновании дипломатического наступления Берлина является мнение, в соответствии с которым поражение путинских людей в восточной Украине спровоцирует непредсказуемую реакцию со стороны Кремля, которая может вывести кризис на новый опасный уровень. «Порошенко должен знать, что есть понимание того, как действует его правительство, но также и то, что не может быть военного решения на востоке», сказал один чиновник Reuters на условиях анонимности. «Он не может выиграть оружием. Путин этого не позволит».)
Затем планом Меркель публично поделился вице-канцлер и министр экономики Германии З.Габриэль:
- Шансов на возвращение Крыма Украине очень мало.
- Необходма «умная концепция» федерализации Украины; что это такое, тут же было пояснено: русскоязычные регионы Украины получают «специальный статус».
- Германия не окажет военной поддержки правительству Украины (в отличие от помощи курдам Ирака).
- Германия готова оказать экономическую помощь для восстановления Донбасса (сепаратистского).
Уже в Киеве Меркель фактически подтвердила, что ее позиция и позиция Габриэля – это одна и та же позиция:
По ее словам, в Германии под словом федерализация подразумевается децентрализация в понимании Украины. «Когда мы (в Германии) говорим о федерализации, то речь идет о немецком типе федерации. Мы понимаем, что в Украине это называют децентрализацией и это — именно то, чего хочет президент [Петр] Порошенко, и мы это поддерживаем», — заявила она в Киеве 23 августа в ходе своего визита в Украину. Меркель выразила убеждение, что эту позицию разделяет и Габриэль. Она подчеркнула, что сказанное ею является и мнением ее вице-канцлера.
Однако следует заметить, что федерализация по-германски – это наличие практически полноправных земель; это совсем не то, что в Украине называют децентрализацией. Такой федерализации в Украине сейчас нет; и такая федерализация, как опасаются в Украине, в условиях путинских подрывных действий будет чревата потерей суверенитета и территориальной целостности страны.
Меркель не остановилась на этом. В то время как на прорыв путинского конвоя в Украину Вашингтон отреагировал заявлением о немедленной готовности ввести новые санкции, Меркель, уже из Киева, заявила, что необходимости в новых санкциях не видит: На повестке дня пока не стоит вопрос о новых санкциях в отношении России. Об этом в Киеве заявила канцлер Германии Ангела Меркель.
Реакция Порошенко
Во-первых, Порошенко уже заявил, что на встрече в Минске намерен договариваться о мире, поскольку «весь мир устал от войны». «Украина хочет мира», – заявил Президент во время рабочей поездки в Николаев. Он сообщил, что 26 августа он вместе с «мощной командой» в составе 3 высоких представителей ЕС «едет в Минск говорить о мире».
Во-вторых, он уже принял полумиллиардную «конфетку» – один из ключевых элементов пакта Путина-Меркель – экономическую помощь Донбассу (сепаратистскому): Президент Украины Петр Порошенко по итогам переговоров в Киеве с Федеральным Канцлером Германии Ангелой Меркель сообщил об основании специального фонда Европейского Союза по восстановлению инфраструктуры Донбасса общим объемом в 500 млн евро.
В-третьих, очевидно, принятие пакта Путина-Меркель далось П.Порошенко нелегко, и потому сразу же после переговоров с Меркель Порошенко связался с вице-президентом США Дж.Байденом. Однако, судя по всему, администрация Обамы обещала Украине лишь экономическую помощь: Вице-президент США проинформировал Президента Украины о готовности США принять участие в конференции доноров и инвесторов для Украины, которая состоится осенью в Киеве. Он также сообщил о возможности увеличения макроэкономической помощи для Украины со стороны США и о готовности поддержать позицию Украины на заседании Исполнительного Совета МВФ 29 августа с целью выделения второго транша по программе Stand-By.
Пакт Путина-Меркель на переговорах в Минске
Итак, совместная позиция Путина-Меркель выглядит приблизительно следующим образом:
- Двустороннее безусловное прекращение огня, что автоматически означает легализацию сепаратистов и превращение их в легитимную сторону на последующих бесконечных переговорах.
- Определение внутриполитического устройства Украины не Украиной, а Россией и Германией, в результате которого восточным регионам Украины будет предоставлен особый статус, т.е. создание «украинского Приднестровья», любимой путинской «Новороссии».
- Отказ Украины не только от вступления в НАТО, но и от какого-либо сближения с НАТО, что оставит ее под постоянной угрозой ударов со стороны агрессивного соседа.
- Отказ Украины от вступления в Евросоюз.
- Решение газовых вопросов к вящему удовлетворению Газпрома и Германии.
- За согласие Украины по всем этим пунктам «Новороссия» на Донбассе получит от Евросоюза (Германии) 500 млн. евро.
Судя по планам нынешних «хозяев Европы», по месту встречи и составу ее участников, положение П.Порошенко в Минске 26 августа 2014 г., похоже, немногим будет отличаться от положения Э.Бенеша по итогам Мюнхена 29-30 сентября 1938 г.