И снова про Украину
О том, что украинским властям нужно делать в срочном порядке.
В последнее время развелось слишком много, не побоюсь этого слова, идиотов, особенно с каким-нибудь громким официальным статусом, которые пытаются напрочь перековеркать мою позицию по Украине и выдать белое за черное. Специально для них объясняю свою позицию по пунктам:
1. Как человек левых взглядов, я уважаю право людей на восстание - и в Киеве, и в Крыму, и на Востоке Украины. Считаю, что во всех этих случаях были фундаментальные причины для общественных выступлений, и никакие внешние силы - ни Россия, ни Америка с Европой - никогда бы не подняли столь массовые волны, если бы люди не были обеспокоены своим будущим, не хотели бы решительных перемен и доверяли бы своим властям.
2. Исходя из сказанного, события в Киеве и на Востоке для меня имеют одинаковую природу, хотя в них участвуют совершенно разные слои довольно разного общества: для российской аудитории я бы провел очень рискованные параллели между Майданом и Болотной, и между защитниками Белого дома в 1993-м году и протестующими на Востоке.
3. Я не поддерживаю силовое противостояние, которое развернулось как на Майдане, так и на Востоке, но при этом понимаю позицию как той, так и другой стороны. Считаю, что этого можно было избежать и там, и там. До боевых действий людей довели не только Янукович (в случае Майдана) и новые киевские власти (в случае Востока), которые не желали идти на уступки, но и умеренные лидеры протестов, которые ни на Майдане, ни на Востоке, ни в Москве на Болотной ничего конкретного не смогли предложить своим собственным сторонникам и всему народу, пытаясь объединить социальный по сути протест вокруг сугубо политических требований. В результате инициативу и там, и там перехватили радикалы, сделав всех людей соучастниками своих действий, подменив смысл протеста логикой силового противостояния с действующей властью, в котором цель восстания отошла на второй план.
4. Главной причиной протестов и там, и там я вижу желание избавиться от диктата прогнивших олигархических элит, добиться решения не решающихся долгое время проблем: прежде всего коррупции и низкого уровня жизни. Разница в том, что в Киеве склонны считать, что эти проблемы будут решены в результате европейского выбора, и ассоциируют коррупцию с советской традицией управления (с чем я не согласен), в то время как на Востоке опасаются, что европейский выбор ухудшит состояние социальной сферы Украины (в чем я не сомневаюсь) и требуют право самостоятельно решать вопросы развития своих территорий без участия новых киевских властей, которым они не доверяют.
5. Я не считаю, что на Украине произошел фашистский переворот. Подобная телевизионная картинка состряпана специально, чтобы оправдать действия российского руководства перед россиянами и получить их поддержку, а также в корни подавить любые оппозиционные выступления внутри страны. Радикальных националистов в Киеве гораздо меньше, чем в Москве. В российском парламенте сидит шовинистическая ЛДПР, у которой больше мест, чем у «Свободы» Тягнибока. Долг любого честного человека – разоблачать манипуляцию общественным мнением, которую ведет российская госпропаганда.
6. Российский выбор части населения Востока Украины далеко не столь однозначен, как это видится из России. Во-первых, в рядах протестующих есть как сторонники присоединения к РФ, так и федерализации в составе Украины. Причем последние не менее активно не хотят в Россию, чем и сторонники унитарной Украины, опасаясь потери рабочих мест. Во-вторых, ряд крупных предпринимателей Востока, в т.ч. сбежавших от Майдана в Москву, использует протесты как инструмент торга с новыми киевскими властями (и я очень опасаюсь, что 28-го апреля мы будем свидетелями масштабной провокации на Востоке мнимых сторонников дивизии СС «Галичина», проплаченной тем самым бизнесом). В-третьих, любая масштабная заваруха пробуждает криминальный элемент (в т.ч. и Майдан), но размах криминализации движения на Востоке уже сильно вышел за любые рамки, особенно в Славянске. Особенно печально, что силу криминалу придает участие до сотни бойцов российской военной разведки (в т.ч., судя по свидетельствам, тех самых чеченских бойцов, которые входили в Южную Осетию, а также переброшенных сил из Крыма), которые не участвуют в боевых действиях, но дают ощущение «крыши» и вседозволенности маргинальным элементам. Это сейчас вызывает обратную реакцию населения, и социология показывает почти удвоение числа сторонников унитарной Украины за последний месяц.
7. Новая украинская власть сделала на Востоке много ошибок, и продолжает их делать. Три главных: а) несостоявшаяся, но объявленная инициатива об отмене статуса русского языка, б) назначение олигархов губернаторами, что лишило Майдан в глазах населения антикоррупционной повестки, заменив ее националистической и в) переход к «антитеррористической» пропагандистской риторике вместо обычного разговора с народом, разъяснения своей политики и демонстрации истинных пружин происходящих на Востоке событий.
8. Я не поддерживаю решение Госдумы по вхождению Крыма в состав России. Это лицемерный и подлый поступок наших властей, который на деле является личным реваншем Путина за поражение криминального режима Януковича на Украине. Я признаю право наций на самоопределение, голосовал за признание независимости Южной Осетии и Абхазии, протестовал против чеченских войн, и поддержал бы независимость Крыма, если бы там был проведен честный референдум на эту тему после продолжительной дискуссии и в спокойной обстановке – как это происходит, например, в Шотландии. У России было достаточно сил в Крыму для того, чтобы защитить русскоязычное население, и присоединять для этого территорию полуострова, ссорясь со всей Украиной и всем миром, было вовсе не обязательно. И, в конце концов, где была Россия (за исключением Лужкова) последние 20 лет, когда жители Крыма протестовали против украинизации?
9. Важно подчеркнуть, что конфликт вокруг украинизации Востока, языковое противостояние имеет другую природу, нежели, скажем, в Латвии. Оно в меньшей степени этническое, и в большей степени социально-политическое. Так же как значительная база антиамериканизма в России связана с поддержкой Западом российского олигархата, несправедливой приватизацией 1990-х, а резкое обнищание населения за годы реформ у простых людей четко ассоциируется с демократией и людьми, именующими себя демократами, так и на Украине сворачивание социальных прав связывается с украинизацией. Поэтому решение этого конфликт лежит исключительно в построении Киевом справедливой в глазах большинства экономической системы и сохранении работающих производств на Востоке.
10. Мой прогноз неутешителен. Народное восстание на Майдане предсказуемо закончилось тем, о чем предупреждали – элиты использовали его для передела власти и собственности. Люди не использовали свой шанс на фундаментальное изменение строя. Руководство страны состоит из тех же людей, те же самые игроки идут на президентские выборы, правительство неолибералов и националистов будет проводить сворачивание социальных гарантий с утроенной энергией. Если протест на Востоке приведет к аннексии этих территорий в пользу России, то жителей Донбасса так же ожидают социальные потрясения, потеря многих рабочих мест и дальнейшее обнищание – только уже в составе другого государства.
Теперь о том, что украинским властям нужно делать в срочном порядке.
Возможность достигнуть компромисс остается. Угроза со стороны России сплотила Украину. Многие противоречия между Западом и Востоком сегодня отходят на второй план. Рождается объединенная нация. Но эти ростки погибнут, если не поменяется национальная элита (в т.ч., возможно, проведя люстрацию старой – подлинную люстрацию, а не ту имитацию, которая сейчас обсуждается в Киеве), если она не создаст объединительную политическую платформу. И эта платформа, включающая максимальное расширение местного самоуправления, реформу государственной власти, проведение социально-ориентированной экономической политики социал-демократического толка могла бы стать основой для строительства новой демократической и процветающей Украины. Хорошим стартом могло бы быть всенародное отмечание Дня Победы 9 мая и объявление о проведении референдума о федерализации одновременно с президентскими выборами 25 мая и прекращение навешивание взаимных ярлыков про «колорадское быдло» и «фашиствующих бандеровцев». К сожалению, подобные требования ни одна из имеющих медийную трибуну политических сил Украины пока не выдвигает…
P.S. А России, Европе, США и другим странам лучше всего отойти в сторону и дать возможность нашим соседям самим разобраться в своей жизни. Никакой силовой угрозы ни для кого в этой благословенной стране нет, и поводов для вмешательства тоже. Украина должна оставаться нейтральной и независимой. А экономическая помощь в этой ситуации, которую можно осуществить через покупку государственных облигаций – в наших общих интересах и будет выгодной сделкой для нашего бюджета.