Дохлая корова и новая Украинская республика
«Зато у соседа корова сдохла» – контекст этой фразы вряд ли можно объяснить иностранцу
«Зато у соседа корова сдохла» – контекст этой фразы вряд ли можно объяснить иностранцу. То по-христиански постыдное, но в глубине души чуть сладковатое ощущение, что ты, босоногий бессребреник, еще не так плох. Что есть вот сосед Иван, у которого дела не лучше твоих. Особенно приятен факт в свете того, что Иван у тебя намедни грубой силой отобрал кусок земли.
Украинские медиа просто разрывает от бесконечных безумий и катастроф родом из России. Соседняя страна сваливается в пучину идеологического мракобесия и экономического кризиса. Однако создается стойкое ощущение, что обвал нефти и ритуальные пармезановые кострища заполнили не только информационное поле, они заполнили нас самих. Только стоит ли тратить столько времени и сил на хронологическое изложение смерти соседской коровы? Поможет ли это нам вернуть землю и увековечить память погибших? Может пора тушить пожар в своем доме? В доме Ивана, в конце концов, про корову-то уже забыли. Посмеиваются лишь с того, что Тарас ростовщику Джону долг выплатить не в состоянии.
Чтобы украинцу в тяжелую для своей семьи минуту выжить, нужно понять, в чем же может быть его сила, за счет чего он может восстановить справедливость. Для начала нужно определиться, что плохие дела у соседей никаким образом не улучшат состояние дел в Украине. А значит – не укрепят стабильность несущих конструкций. Как раз наоборот – деградация российской экономики будет негативно влиять на целый ряд секторов экономики Украины. Хорошо или плохо сотрудничать с агрессором в принципе – это другой вопрос, но факт остается фактом.
К тому же Кремль уже неоднократно демонстрировал намерение повышать ставки, не оглядываясь на курс рубля и цену нефти. Трудно вообще припомнить, когда Россия в последний раз шла на уступки, руководствуясь экономическим прагматизмом. Взять хотя бы вопиющую ситуацию с «Газпромом» – объемы продаж катастрофически падают, традиционные рынки интенсивно осваивают конкуренты, издержки растут, цены валятся. Что в этой ситуации сделала бы нормальная компания? Правильно, она бы в первую очередь попыталась сохранить рынок сбыта, даже путем значительных уступок, и, конечно, минимизировала бы издержки где только возможно. Что в этой ситуации делает «Газпром»? Политический шантаж и миллиарды, вложенные в очевидно бесперспективные проекты.
Система отношений России с соседями за столетия существования не изменилась. Высшая доблесть в этой системе – это сила. Всякие же уступки есть проявление слабости. Ответная позиция воспринимается, только если подкреплена силой. В таком случае нужно для начала определиться, в чем же может быть сильна Украина. Ответ на этот вопрос банален – нужно посмотреть на те преимущества, за счет которых выигрывают в конкурентной борьбе успешные современные государства.
-- Украинская демократическая республика
Первое. Успешное государство строится на объединяющей системе ценностей. В этой системе ключевое место уделяется таким понятиям как человеческое достоинство, свобода, справедливость, равенство. Современное государство – это государство, в котором хочется жить, в котором общественный договор строится по принципу взаимного уважения. Второе важнейшее условие – это динамичная диверсифицированная экономика, основанная на базовых рыночных принципах, таких как уважение права собственности, свободная конкуренция, поощрение инициативы. Третье условие является гарантией первых двух – мощные государственные институции. При этом Первое условие воспроизводит Второе и Третье, а Третье и Второе являются гарантией Первого.
Имела ли Украина эти признаки государственности после обретения независимости? Скорее нет. То, что из себя представляла Украина эти годы – жалкое зрелище. В народе зиждилась вера в доброго пана, права человека для большинства были лишь малопонятной абстракцией. Мы все эти годы голосовали за популистов и медитировали на свою уникальность. Экономика при этом деградировала, свободная конкуренция была подменена властью олигархических монополий, неприкосновенность собственности – правом сильного и наглого. Вся огромная бюрократическая конструкция служила совершенно деструктивным целям – распределяла финансовые потоки между олигархическими кланами, обогащалась и воспроизводила себе подобных. Хочется ли жить в такой стране? Ответ – нет. Сколько не медитируй на плодородную землю, трудолюбивый народ, географическое положение, мелодичный язык, богатые ресурсы, а жить хочется по-человечески. Потеря Крыма и война на Донбассе – это вполне логичный итог инфантильности и коррупционного безумия, которое мы воспроизводили.
Сдвиг в общественном сознании прошел только после Революции достоинства. Набралась критическая масса людей, которым стало окончательно понятно, что жить по-старому нельзя. Только сейчас украинцы делают первые попытки построить свою государственность. Наивная же надежда, что восстановить справедливость можно, дождавшись краха России, – это рудимент прошлой ментальности. Радость за дохлую соседскую корову – от слабости, а не от силы.
Вместо потери времени на констатацию и смакование соседских неудач, украинцам следовало бы сосредоточиться на построении государства для и ради людей, государства, в котором бы хотелось жить. Работа предстоит колоссальная, ведь на наше поколение выпала по-настоящему историческая миссия – построить первую настоящую Украинскую демократическую республику. В силу разных обстоятельств этого не смогли сделать наши предки, но обязаны сделать мы. В противном случае история не простит нам еще одной ошибки.
Что касается России – она существовала столетиями, ожидать, что она вдруг исчезнет с карты земли – значит, терять драгоценное время. Более того – распад империи под боком не сулит нам ничего хорошего, поскольку главные производные от такого процесса – это хаос и кровь. В историческом контексте позиция России сейчас слаба – вместо развития условий для роста личности и экономики страна пытается справиться с фантомными болями путем наложения оторванных частей тела на прежние места. Но несмотря на кажущуюся безвариантность такой врачебной практики, шанс сменить методику лечения все еще есть. Богатство природными ресурсами и период высоких цен на них сыграли с Россией злую шутку, поскольку создали иллюзию того, что все вопросы в стране может решать добрый царь, что строить ориентированные на человека институты не нужно, что экономика может развиваться только от лошадиных доз инъекций нефтедолларов. Стоит вспомнить и то, что еще несколько лет назад украинцы тоже не понимали, что без реформ мы скатимся в долговую пропасть и потеряем территорию. Насколько быстро это поймут россияне, настолько высоки окажутся их шансы сохранить целостность страны и построить новое государство. Если же не поймут вовсе, нам нужно быть готовыми к любым последствиям долгосрочного экономического застоя и политической непредсказуемости под боком.
Сейчас самое время сосредоточиться на главном, а перед лицом исторических вызовов наше главное – это стать сильными. Других вариантов нет в принципе.
Источник: Крым.Реалии