Итоги 2015 года в Крыму: цены все выше, Украина все дальше
Уходящий год стал сложным для жителей Крыма и неоднозначным во многих отношениях. Вспомним о том, что принес ушедший год Крыму и крымчанам с политической и экономической точек зрения.
Уходящий год стал сложным для жителей Крыма и неоднозначным во многих отношениях. Вспомним о том, что принес ушедший год Крыму и крымчанам с политической и экономической точек зрения.
Начнем с политики. Уже можно констатировать, что Крым исчерпал ресурс как важного донора электорального рейтинга Владимира Путина. Задористым «Крым Нашем» многочисленную армию бюджетников, которая вынуждена затягивать пояса во имя телевизионного восстановления статуса империи, кормить стало уж совсем неприлично. В конце концов, именно «Крым Наш» и последовавший за ним Донбасс положили начало черной полосы для российской экономики. Цены на нефть с тех пор рухнули, а искандерам уже совсем не смешно от западных санкций.
Из Крыма выжимали последние капельки электоральной силы. То вспомнили курортный сезон, который в этом году был действительно оказался заметно лучше предыдущего, то энергоблокаду, где Путин мог в очередной раз поэксплуатировать образ спасителя (что мешало подготовиться к блэкауту, никто так и не объяснил). Но былой блеск сакральности стал блекнуть, а про проект «Витрина России» окончательно уже все забыли. Во время своей итоговой пресс-конференции Путин скромно молчал о Крыме, и это говорит о многом. Как и жалобы Сергея Аксенова, что федеральная программа развития Крыма и Севастополя профинансирована ровно на 0 копеек.
Однако нельзя говорить и о том, что пророссийски настроенные крымчане изменили свое мнение о Путине. Да, в социальных сетях и на кухнях местная крымская «власть» получила немалую долю критики. Аксенов с Меняйло в Севастополе играли в уходящем году роль губки, которая впитывает весь негатив от обеднения населения, процветания бюрократии и отсутствия видимых изменений к лучшему по любому ключевому вопросу. Полная неготовность местных чиновников к вполне прогнозируемому блэкауту также лишила их немалого количества политических баллов. Однако парадокс состоит в том, что повсеместные беды в России не отождествляются с деятельностью центральной власти.
Проукраинские же крымчане продолжали делать свой тяжелый выбор. Многие решились покинуть Крым, но еще большему их количеству не позволяют уехать обстоятельства. Черепаший темп украинских реформ, слабый прогресс в борьбе с коррупцией, громкие публичные конфликты между ветвями власти и тяжелый кризис, конечно, не добавили им оптимизма относительно будущего родной страны. Как и явная бессистемность подходов в отношении к крымской проблеме со стороны власти. Крым не стал ближе к Украине за прошедший год и, надо полагать, что без ускорения прогресса на материке по всем вышеупомянутым вопросам, в 2016 году процесс отдаления продолжится. Заряженность украинского общества на перемены, хоть и нестабильный, но демократический строй, свобода слова и самовыражения – это пока главные серьезные аргументы Украины.
В вопросах экономических год для Крыма был тяжелым и, по всем признакам, 2016-й не принесет облегчения. Доходы крымчан в уходящем году явно не поспевали за ростом инфляции. Приезжих россиян просто шокировали местные цены, которые по многим позициям кусаются больнее московских. Логистический тупик, слабость локального производства, инвестиционная рискованность полуострова в полной мере сказывались на достатке крымчан. Продолжающийся обвал цен на нефть и девальвация рубля, разрыв отношений с Турцией, которая ранее была достаточно лояльна к вопросу торговли с Крымом, и блокада со стороны Украины только ухудшают состояние местной экономики.
Еще один вопрос, на который так и не смогли дать убедительного ответа Аксенов и Москва (без инвестиций которой, по правде говоря, этот вопрос решить невозможно), – где брать воду в отсутствии поставок из Украины? Лишь дождливая весна помогла крымским аграриям избежать крупных потерь урожая, а местным «властям» решить проблему водоснабжения населения. Однако крымчане хорошо помнят годы, когда из-за засухи пересыхали крымские реки, а от водохранилищ оставались лишь жалкие лужицы. Засуха может стать настоящей катастрофой для Крыма. Дополнительные скважины и воды крымских рек могут, худо-бедно, лишь напоить местное население. Но никак не отвечают на вопрос, чем поливать поля, и откуда брать воду для промышленности.
Достоверных данных по промышленному производству, кстати, не имеется. Судя по жалобам бизнесам и тому, что местная «власть» скромно молчит о достижениях, ситуация там по-прежнему крайне сложная. Разрыв производственных цепочек с Украиной фактически поставил на грань полного коллапса промышленные гиганты северного Крыма и целый ряд других предприятий в других регионах. Некоторое оживление наблюдается в строительстве и пищевой промышленности, впрочем, о подъеме речи идти не может. Причина все та же – санкции, рискованность вложений.
Едва не единственным светлым пятном в плане экономики стал достаточно удачный, по сравнению 2014 годом, курортный сезон. Начиная с конца июня на пляжах действительно было много людей, а санатории и пансионаты показывали неплохую загрузку даже осенью. На руку Крыму сыграло и улучшении работы переправы, и девальвация рубля, которая не позволила многим россиянам выехать за границу. Вероятно, что дальнейшее обесценивание рубля, а также запрет на полеты в Египет и Турцию, поддержат эту тенденцию и в следующем году. Впрочем, слабый уровень сервиса и дефицит инвестиций в инфраструктуру сыграют роль естественных ограничителей.
Источник: Крым.Реалии