Боротьба за людей чи за землю: що вибирає сучасна Україна?
Днями з'явилася цікава новина
Мовою оригіналу:
Крымские риелторы констатируют, что основным покупателями на крымском рынке недвижимости остаются приезжие из России, зачастую, с российского севера. Мягкий климат, природные красоты и патриотические пропагандистские сюжеты зовут на полуостров все новых и новых постояльцев. В этом вопросе есть два важных аспекта – чисто экономический и геополитический. Экономический – это недоступные для «коренных» крымчан цены на аренду и покупку недвижимости. Геополитический – это медленная, но планомерная деукраинизация Крыма.
На днях появилась интересная новость под заголовком «Российские переселенцы в Крыму требуют компенсаций за переезд с Крайнего Севера». Звучит как причуда – поменяли суровый Петропавловск-Камчатский на солнечную Алушту, еще и денег за это требуют. Однако дальнейшее прочтение новости показывает, что смешного в этом сообщении ничего нет. На самом деле в России существует федеральный закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Согласно данному закону, новоселы имели право на получения компенсации в размере 150 тыс. рублей. Поскольку переселенцам отказали необоснованно, вопросом занялась местная прокуратура.
В этом сообщении для Украины сразу несколько плохих новостей: в Крым таки едут россияне, и некоторым из них еще и доплачивают за переезд. Риелторы констатируют, что 2015 год был в целом депрессивным для рынка недвижимости полуострова – девальвация рубля и экономический кризис обрушили цены на нее более чем на 25%. Основным платежеспособным покупателем остается переселенец из России, зачастую с северной ее части. Конечно, едут в Крым не только из-за просмотра пропагандистских сюжетов о «КрымНаше», но то, что все эти люди, за редким исключением, являются сторонниками так называемого воссоединения, – это наверняка. Ядерный электорат Путина наполняет полуостров пока не слишком быстро лишь из-за развернувшегося в регионе экономического кризиса – одними теплым солнцем и патриотическими чувствами сыт не будешь. Тем не менее.
Экономический аспект проблемы в том, что хоть в рублевом, хоть в долларовом выражении, у «коренных» крымчан денег на покупку недвижимости нет. Хоть и медленный, но приток переселенцев из России не дает ценам обвалиться до их экономически обоснованного уровня – с учетом кризиса, они могли быть вполовину ниже. Экономические реалии вытесняют из Крыма на поиски лучшей жизни в другие регионы России, в Украину, и в дальнее зарубежье. А вместе с ними уезжает и образование в украинских школах, и матчи «Динамо» с «Таврией», и привычка к свободе – все то, что еще связывает Крым с материковой Украиной.
Согласно данным украинской статистики, на территории Украины зарегистрировались 22 272 переселенцев из АР Крым и города Севастополя – менее 1% от населения полуострова. Совсем немного. Однако учитывать стоит тот факт, что именно эти люди составляли «хребет» проукраинского Крыма – политические активисты, журналисты и деятели национального движения крымских татар. Дальнейший процесс выезда из Крыма в Украину также идет – не так быстро, но весьма планомерно. Усиление репрессий против крымских татар по национальному признаку, евроинтеграционные процессы и восстановление экономики Украины после кризиса будут лишь способствовать дальнейшей миграции.
Это взгляд лишь на один конкретный нюанс крымской проблемы. Тем не менее, весьма важный. Такой же важный, как и давление российских пропаганды и новых вооружений на каждый метр крымской земли.
Чем на эти тенденции может ответить Украина? Между необходимостью элементарного спасения своих граждан от репрессий и безысходности путем эвакуации из «серой зоны» и необходимостью сохранения своего лобби на полуострове, выбор непростой. Вопрос в том, о чем именно нынешняя Украина. Если о человеке, то Киев должен способствовать выезду с территории полуострова, если о земле, то должен стараться сохранить проукраинское движение в Крыму. По всем признакам, первый вариант планомерно побеждает.
В этом контексте едва ли не единственной возможностью на начало обратной украинизации Крыма может служить лишь быстрый экономический успех и сопутствующий рост политического влияния страны на фоне постепенной деградации России. Дальнейший ход рассуждений – это уже вопрос взглядов, а в некоторых случаях – даже верований. Что можно сказать наверняка – переселенцы из Крыма работают на успех Украины, и уже стали частью основы новой страны. Возможно, именно это и сохранит им шанс на возвращение домой.
Джерело: Крым.Реалии