«Зачищення» окупантами кримського узбережжя: наведення порядку чи трагіфарс?
Красивий пропагандистський посил про «наведення ладу» в Криму перетвориться в корупційний шабаш, акти відчаю і акції протесту
Мовою оригіналу
Российские ставленники Кремля в Крыму обещают электорату так называемое наведения порядка на крымском побережье. Проще говоря, это снос всех незаконных построек и торговых точек в прибрежной зоне крымских населенных пунктов. Акция эта задумывается как красивый пропагандистский шаг, однако в действительно может вылиться для Аксенова в имиджевую катастрофу, а для тысяч простых крымчан – в личную драму.
Напомним, что Аксенов еще до начала курортного сезона пообещал, что уже с сентября начнутся радикальные силовые действия по сносу самостроев. «По незаконному строительству с учетом того, что у нас курортный регион, я прошу в том числе и правоохранительные органы ужесточить меры в случае обнаружения – должен быть высажен десант и проверена деятельность такого застройщика, не только на конкретном объекте, а в принципе, вообще. Получается, застройщик не стесняется садиться на голову территориальной громаде, людям, государству. По-хамски: я сделаю – и плевать на всех хотел, а мы все ходим, чего-то уговариваем, хороводы вокруг него водим. Так быть не должно», – цитирует «Крыминформ» Аксенова 26 апреля.
Однако в этом же комментарии Аксенова можно найти прямое указание на то, во что в конце концов превратится так называемая «зачистка». «Люди, которые работают в поле, я имею в виду должностных лиц, они все знают, они свою территорию обходят, пасутся, и все в курсе – где что стоит, какой ларек, есть ли какие-то документы. Они просто дурака включают, когда им удобно, только вечером за деньгами приходят – и все, другого ничего не делают», – рассказал Аксенов. По информации местных жителей и СМИ, подготовка к «зачистке» уже идет полным ходом.
Бесспорно, что наводить порядок на крымских курортах необходимо. Многочисленные самострои уродуют архитектурный облик городов и поселков, а часто и уникальную природу. Проблема в том, что всякое наведение порядка должно начинаться с одобрения генеральных планов и расчистки коррупционного болота в местных советах, судах, прокуратурах и т.д. Так же должен быть выработан механизм справедливой компенсации за уничтоженную собственность. Без этого всего, как только насквозь прогнившая система получает новое поле для коррупции, все превратится в трагедию и фарс. Вместо инструмента наведения порядка местные чиновники получат механизм личного обогащения и сведения счетов с неугодными.
Собственно, трагическим примером того, во что на самом деле выльется «зачистка» Аксенова может служить случай совершившего самосожжение предпринимателя Александра Стрекалина, который протестовал против сноса своего кафе. Специфика крымских курортов состоит в том, что без своего малого бизнеса местные жители попросту не в состоянии прокормить себя и свои семьи. Добавим к этому, что каждый предприниматель кормит не только себя, но дает работу еще множеству местных жителей. Не сложно представить, что будет, когда один за другим начнут ложиться под натиском ковшей кормильцы крымчан. В конечном счет красивый пропагандистский посыл про «наведение порядка» превратится в коррупционный шабаш, акты отчаянья и акции протеста. Да и где гарантия, что на месте снесенных объектов не вырастут точно такие же, но уже с другими собственниками.
Адвокат Марк Фейгин указывает еще на один важный аспект аксеновской «зачистки». Основными пострадавшими в результате сноса не менее 6 тыс. объектов на южном берегу окажутся крымские татары. Не секрет, что оккупанты питают особую «любовь» к крымским татарам, которые в Крыму являются главными сторонниками Украины. В то же время значительная часть мелкого курортного бизнеса принадлежит представителям этого народа. В результате «зачистка» может приобрести характер карательной операции с потенциалом превращения в серьезный межнациональный конфликт.