Перезагрузить власть
Нам всем следует избавляться от цезаристского представления о власти и ее возможностях. Даже такой высокий пост, как пост главы государства, не является решающим.
Нам всем следует избавляться от цезаристского представления о власти и ее возможностях. Даже такой высокий пост, как пост главы государства, не является решающим в ситуации, когда с одной стороны не завершен раздел функционирования законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. А с другой стороны, даже в нынешней перекошенный ситуации существует определенный баланс возможностей между Президентом, который уже не управляет исполнительной вертикалью, парламентом и коалицией, которая формирует и отвечает за работу правительства. Поэтому проблема перезапуска власти – это проблема и Президента, и всех парламентских сил.
Сценариев перезапуска может быть два.
Вариант первый – досрочные выборы
Можем фиксировать как горький факт, что Верховная Рада, избранная в 2007-м году, имеет очень несбалансированную, перекошенную политическую архитектуру, которая не позволяет создать устойчивую коалицию. Мы уже были свидетелями двух коалиционных соглашений, но довольно спорные пропорции ведущих фракций, постоянно приводящие к чьему-то монополизму и чьим-то потерям, завышенные амбиции политиков и, к сожалению, некачественный состав фракций, где очень много, скажем мягко, зависимых людей, привели к тому, что коалиции постоянно разрушаются из-за вождизма и жажды власти. Так разрушилась первая коалиция, так происходит со второй коалицией, и высока вероятность, что так же произойдет с коалицией, которая может быть создана после инаугурации Виктора Януковича.
Поэтому в случае, если не удастся новый коалиционный процесс, ситуация зависнет в состоянии «ни мира, ни войны», а правительство будет пользоваться формальным статусом легитимности, единственным разумным путем будет поиск быстрого и обоснованного в правовом плане решения о досрочных парламентских выборах.
Возможно, при таком раскладе оправданным будет решение о приостановке постановления о выборах в местные советы. Ведь тогда досрочные парламентские выборы смогут пройти в один день с выборами органов местного самоуправления. Например, летом. Эта идея может оказаться очень популярной среди избирателей, потому что они, судя по соцопросам и результатам первого тура президентских выборов, давно уже видят в парламенте другие политические силы, другие лица и в целом другой расклад.
Юлия Тимошенко в таком случае должна будет исполнять обязанности премьер-министра до выборов, нести ответственность за текущую экономическую и бюджетную политику. А у Президента будет моральное и политическое право давать оценку состоянию дел в стране, и таким образом подготовить почву для победы или успеха своей партии на досрочных парламентских выборах. Выборах, которые и Тимошенко предоставят шанс доказать свою правоту.
При этом некорректно было бы говорить, что при таком раскладе Янукович окажется в роли Ющенко образца 2005 года. Ведь пять лет назад Виктор Ющенко был больше занят своими личными инициативами и личными проблемами: с одной стороны он стремился завоевать международное признание после Помаранчевой революции, а с другой стороны – находился в сложном положении после отравления и просто занимался своим здоровьем. У Януковича такого кредита времени нет. Я думаю, что, готовясь к досрочным парламентским выборам, он будет вынужден выступить с целым пакетом инициатив – как связанных с ожидаемыми экономическими реформами, с завершением политреформы, так и международных, связанных с обязательствами Украины в диалоге с Евросоюзом и нормализацией отношений с Россией. Для Януковича это будет очень активный период, время создания платформы для будущей возможной обновленной власти – новой коалиции и нового правительства.
Вариант второй – переформатирование коалиции
Судьба существующей коалиции в руках двух фракций – НУНС и Блока Литвина. И хотя все внимание сконцентрировано на положении дел в НУНС, следует отметить малодушие Блока Литвина. Если один из лидеров нынешней коалиции Владимир Литвин действительно был искренен, когда будучи кандидатом в Президенты критиковал правительство Тимошенко и его курс, то, наверное, независимо от конъюнктуры, его блок должен определиться в отношении существующей коалиции и дать внятный ответ о готовности сотрудничать с Партией регионов. Ждать, пока пройдут разборки в НУНС, – позиция нечестная и двуличная. Более того, если бы Блок Литвина определился первым, это серьезно катализировало бы завершение переговоров о новой коалиции.
Новая коалиция в составе Партии регионов, Блока Литвина и прагматичной части НУНС позволила бы очень быстро выйти на формирование нового правительства. Тогда бы отставка правительства Тимошенко была вопросом не политической тактики, а конституционного порядка. Ведь по факту расформирования старой коалиции правительство обязано сложить свои полномочия при формировании новой.
Иллюзии Тимошенко
В команде Юлии Тимошенко, судя по всему, существуют определенные надежды, что можно восстановить алгоритм, который действовал в 2008-2009 году: «бумажная» коалиция и противостояние по оси премьер – Президент. Однако успех такого варианта маловероятен по двум причинам.
Во-первых, в нынешней ситуации парламент не сможет долго просуществовать, даже если до последнего держаться за старое коалиционное соглашение. Ситуация качественно меняется уже сейчас и после инаугурации Президента будет меняться еще динамичнее.
Во-вторых, есть и другой фактор, о котором наши политики обычно стыдливо умалчивают, – это огромное давление на Украину извне. Для всего цивилизованного мира это большая роскошь – иметь дело со страной, где первые лица не признают друг друга, где идет противостояние ветвей власти, где государство все больше превращается в банкрота. Я думаю, что еще сыграет свою роль внешнее, причем консолидированное внешнее давление: вместе будут выступать и Штаты, и Франция, и Германия, и Россия, и крупные кредиторы нашего корпоративного сектора и государства. Под их влиянием украинские политики будут вынуждены либо договариваться о новой коалиции, либо идти на досрочные выборы. Потому что развязка – и это принципиально – должна быть легитимна не только в социальном, но и правовом плане.
У нас много говорят о новой власти, но специфика украинской политической системы такова, что властью де-факто являются коалиция и правительство. В их руках бюджет, административный ресурс, часть силовых структур, возможность проведения экономической политики. Это наши внутренние проблемы, что наши коалицианты постоянно напоминают некие артели по интересам. Но с точки зрения функционирования власти, правящая сила – это коалиция и правительство. В четверг у нас появится новый Президент, и останется старая власть.
Юлия Тимошенко вынуждена бороться за обновление, при этом неся на себе весь груз ответственности за действия власти в последние годы. У нее очень низкая степень социальной, идеологической легитимности. Она не в состоянии измениться за одну ночь и представить себя как новую силу. На ней бремя ответственности за прошлое.
Вариант «ни мира, ни войны», очень быстро ударит бумерангом по самой Тимошенко. Человек, который несколько лет вылепливал из себя образ политика европейского образца, партнера Европейской народной партии, очень быстро превратится в банкрота, если продолжит игнорировать конституционный порядок. Более того, вольно или невольно Тимошенко подменяет задачи национального строительства, о котором она сейчас очень много говорит – о нации, о патриотизме, – идеологией нового социального конфликта. Ее месседжи на самом деле уже не связаны с идеологией помаранчевых событий. Они скорее связаны с разжиганием нового классового конфликта в примитивной охлократической форме. И это вольно или невольно превращает Тимошенко в левацкого радикала, который прикрывается формальным набором европейскости и реформаторства, но идеологически все меньше отличается от Натальи Витренко.