Как преодолеть кризис на востоке?
10 направлений Национальной доктрины от Рабочей группы из украинских и иностранных экспертов
10 направлений Национальной доктрины от Рабочей группы из украинских и иностранных экспертов
Рабочей группой (модератор — британский эксперт Глен Грант) на базе комплексного подхода разработана Доктрина преодоления нынешнего кризиса на востоке Украины. Положения Доктрины в значительной степени опираются на мировой опыт в борьбе с терроризмом и сепаратизмом. Основные положения Доктрины, которая включает десять взаимосвязанных направлений, приведены ниже.
-- 1. Политическое управление
Долгосрочная стратегическая и политическая направленность действий и их координация на период кризиса должны определяться Советом национальной безопасности и обороны Украины (далее — СНБО).
Развитие кризиса требует такие действия направлять и координировать в круглосуточном формате. Но СНБО не является органом, который работает круглосуточно. Именно поэтому целесообразно создать Национальный кризисный центр (далее — Центр), работающий в течение 24 часов 7 дней в неделю орган государственной координации на стратегическом уровне и несиловых («мягких») действий и методов управления, а также обеспечение быстрого удовлетворения потребностей Сектора безопасности.
В районах интенсивных конфликтов и сепаратистских движений необходимы адекватные и обладающие возможностями гражданские чиновники. Структуры Сектора безопасности государства никогда не должны работать в регионе отдельно от этих должностных лиц. В случае, если есть сомнения в лояльности чиновников, то центральная власть на их место должна немедленно назначить других должностных лиц. Если прослеживается отсутствие («вакуум») правительственного контроля районов с критично высокой угрозой, то есть необходимость временно назначить военного или работника правоохранительных органов (милиционера) в качестве губернатора, пока ситуация не стабилизируется и на эту должность не будет назначено соответствующее гражданское лицо.
На национальном и местном уровнях должно быть осознано, что «пятая колонна» может замедлять принятие решений путем опосредствованного влияния (через устные указания подчиненным) или даже проводить диверсионные действия. Целесообразно ввести легитимные механизмы прекращения такой деятельности.
-- 2. Создание безопасной среды
В соответствии с мировым опытом, операции по борьбе с терроризмом состоят из трех отдельных этапов: вмешательство, стабилизация и нормализация.
Вмешательство — необходимо тогда, когда ситуация с безопасностью в регионе выходит за рамки возможностей местной милиции и политического контроля, а жизнь граждан и общая безопасность оказываются под угрозой.
Стабилизация — когда милиция обретает определяющую роль в проведении операций и способна контролировать соответствующую территорию (возможно, при поддержке военных формирований и при условии усиления правовых мер), где террористическая деятельность ограничена отдельными актами агрессии, а политическая и общественная жизнь в основном безопасна.
Нормализация — политический процесс, который использует несиловые («мягкие») методы для создания политической гармонии, безопасности, возвращения населения к нормальной жизни и возобновлению экономики, при условии, когда милиция способна контролировать соответствующую территорию без угрозы для жизни граждан и применения оружия.
Центральная власть не должна пытаться проводить дистанционные операции. Непосредственное управление операциями — функция соответствующего военного командования, развернутого в районе кризиса или вблизи него.
Операции вмешательства нуждаются в централизованном управлении и быстром перебрасывании войск с конкретными заданиями по блокированию, локализации и ликвидации (нейтрализации) террористов. Правильно спланированным и проведенным централизованным операциям вмешательства свойственна довольно высокая вероятность достижения успеха. Централизованное управление также необходимо для организации скоординированной работы между военными формированиями и правоохранительными органами, государственными учреждениями и общественными организациями.
Для максимального психологического влияния большинство формирований Сектора безопасности государства необходимо развернуть и привлекать как для ведения боевых действий, так и для последующего присутствия в зоне ответственности с целью обеспечения проведения этапа стабилизации. Они должны оставаться в кризисном районе достаточно длительный период и в необходимом количестве, чтобы обеспечить последующую политическую стабилизацию и эффективность несиловых («мягких») мер и методов управления.
-- 3. Определяющая роль милиции в стабилизации
При рассмотрении состава формирований Сектора безопасности государства в кризисном районе важно понимание, что они будут как принимать участие в операциях, так и осуществлять контроль территории. Именно поэтому следует предусмотреть на местном (локальном) уровне формирование из преданных государству граждан сил милиции, которые имеют доверие со стороны местного населения.
Определяющая роль милиции в операции по стабилизации является фундаментальным правилом антитеррористических действий во всем мире. Причина в том, что милиция постоянно живет в соответствующем районе и имеет долгосрочную задачу обеспечения стабильности и нормальной жизни. Как правило, местная милиция лучше осведомлена в том, что происходит и что должно быть сделано в их местности.
В ситуации, когда угроза высокая — Вооруженные силы Украины или Национальная гвардия необходимы. В этих условиях должны быть введены синхронные действия между военными, Службой безопасности Украины и милицией с постепенной передачей ответственности на милицию за те кризисные регионы, в которых военными действиями достигнута стабилизация. В свою очередь активность Службы безопасности Украины должна быть максимальной там, где необходимо силовое вмешательство.
-- 4. Обеспечение безопасности восточных границ
Для обеспечения результативности антитеррористических мероприятий нужно лишить врага возможности использования резервов и ресурсов. Надежный путь достижения этого — поставить эффективные заслоны на границе.
Учитывая это, нужно развернуть больше сил и средств для усиления пограничных войск, в том числе для быстрого реагирования на опасность на границе. Временное или полное перекрытие отдельных участков (переходов) в районе восточной границы может принести желаемый результат.
-- 5. Эффективная разведка
Целесообразно в полной мере использовать разнообразные возможности относительно сбора разведывательной информации, нарастить их за счет современных средств. Местному гражданскому населению необходимо предоставить возможности, с помощью которых можно передать информацию, например, используя сеть интернет. Эту информацию должны анализировать соответствующие структуры.
Результаты разведывательной деятельности не должны быть засекречены. Разведка — это рабочий инструмент операции, а не информация для ограниченного круга людей. Информация о противнике должна быть доступной для всех структур, привлекающихся к противодействию терроризму, использоваться для верного направления оперативных (кинетических) действий и действий с использованием несиловых («мягких») методов управления. Только источник информации должен оставаться тайной.
Время реакции между поступлением разведывательной информации к командиру и решению по ней должно измеряться минутами, а не днями. Это требует более тесного взаимодействия между разведывательными центрами и руководством операции. Бюрократия и секретность не должны помешать потоку разведывательной информации, особенно если жизнь граждан находится в опасности.
-- 6. Обеспечение верховенства закона
Население в районах кризиса будет признавать спецслужбы легитимными, только если они будут строго придерживаться закона. Должны быть четко прописаны «Правила применения силы (оружия)», касающиеся каждого, кто принимает участие в контртеррористических мероприятиях. Это нуждается в предоставлении корректных политических указаний, лучшего обучения военных и улучшения демократического контроля и управления военными.
-- 7. Координация несиловых («мягких») и силовых («жестких») методов управления
Силовое вмешательство, которое не сопровождается политическими, экономическими, социальными мероприятиями и использованием несиловых методов управления, обречено на провал. Исторические доказательства этого известны всему миру, начиная от ИРА (Ирландская республиканская армия) и заканчивая ETA (Страна Басков и Свобода).
Ведение операций, разведка и коммуникации (внутренние и внешние) должны быть централизованными. Эта деятельность должна осуществляться круглосуточно, согласованно и возглавляться опытными и способными людьми с хорошо подготовленными командами. В то же время система работы государственных учреждений должна быть тесно связана с неправительственными организациями, которые имеют информацию и дополнительные ресурсы, — силовое вторжение требует наилучшей организованности и скоординированности с мягкими действиями государственных учреждений и населения. Работники государственных учреждений, которые не желают работать с другими правительственными и неправительственными организациями или применяют длительные забюрократизированные механизмы, должны быть уволены, так как наносят вред национальным усилиям целеустремленно или несознательно.
Должна быть развернута мощная кампания по укреплению национального единства, в том числе через такие проекты, как спорт и культура.
-- 8. Победа в информационной войне
Для успешной деятельности в информационном пространстве на национальном и международном уровнях необходимо создать отдельный орган по вопросам информационной политики. Вопрос ведения борьбы в информационном пространстве нуждается в формировании стратегических военных структур специфического назначения.
Главными принципами информационной борьбы должны быть открытость и честность, которые нынче игнорируются некоторыми министерствами путем замалчивания фактов и событий. Причиной такого поведения является сложная бюрократическая система и исторически сформированная привычка к режиму секретности, вследствие чего представители отделов связей с общественностью в министерствах не владеют информацией о текущем положениидел и не имеют возможности оперировать ею.
Необходимо, чтобы русскоязычное население Украины имело неограниченный доступ к информации из украинских СМИ, которая подается на родном для них языке. Украина может использовать опыт стран Балтии, которые запустили трансляцию русскоязычных каналов. Необходимо уделить надлежащее внимание созданию системы гарантированной охраны объектов теле— и радиовещания.
-- 9. Правильная кадровая политика в условиях кризиса
Для стабилизации важно, чтобы центральная власть сформировала правильную профессиональную команду. Только в таком случае стабилизация действительно начнется. Эта команда должна также восприниматься и быть понятной на местном уровне, особенно там, где назначения произошли из других областей.
-- 10. Социально-экономическое возрождение
Главная составляющая стабилизации и нормализации конфликтных территорий будет включать экономическое и социальное возобновление. Для этого необходимо иметь согласованный план правительства, органов местной власти и неправительственных организаций. Важно привлечь общество к формированию общенационального виденья лучшего и более безопасного будущего. Особое внимание следует уделить вопросам молодежи, образования и программам развития будущего.
В основу социального диалога должна быть положена идея общего будущего, а не споры по поводу прошлого. Показательные успешные примеры общественной активности должны положить начало новым социальным инициативам на локальном уровне. Следует организовать обмен идеями и опытом Украины со странами ЕС в вопросах общественной инициативы (например, бесплатное предоставление стоматологических услуг).
В кризисном регионе целесообразно создать специальные учебные программы по ведению предпринимательства и внедрить практику налоговых каникул для малого и среднего бизнеса. Привлечение иностранных инвестиций желательно, но возможно лишь после преодоления кризиса, на чем правительство должно систематически акцентировать внимание.
-- Вывод
Стоит осознавать, что кризис касается не только обезвреживания террористов, он намного сложнее. Для его преодоления необходимо применить все имеющиеся возможности и ресурсы (как «жесткой», так и «мягкой» силы) для восстановления нового суверенного, честного, единого и демократического государства, где человек является наивысшей социальной ценностью.