Уроки Декабрьского восстания. Киев, 2013 год
Попытка зачистить Майдан в ночь на 11 декабря 2013 года подвела закономерный итог под начальным, воскресно-карнавальным этапом протестов.
Попытка зачистить Майдан в ночь на 11 декабря 2013 года подвела закономерный итог под начальным, воскресно-карнавальным этапом протестов. Любой, кто в советское время добросовестно изучал историю хотя бы в объеме средней школы, не говоря уже о курсе «истории КПСС» в вузе, заметит, что аналогии с революционными событиями 1905 года в Москве просто бросаются в глаза, и потому грех их не использовать.
Своя «Красная Пресня» имеется в виде Майдана и прилегающих районов. Налицо точно такая же неподготовленность, непонимание целей, задач и смысла, хотя в 1905-м, пожалуй, с этим лучше было. Даже время года совпадает с Декабрьским восстанием. В отличие от событий 108-летней давности, отстоять «Пресню», то бишь Майдан, пока удалось. Пока…
Следует проанализировать фатальные ошибки, которые едва не привели к подавлению протестов с последующей реакцией, непременно следующей за каждой революцией, особенно неудачной. Тем более, что попытки власти тем или иным способом подавить протесты будут нарастать. Но поскольку тактика режима Януковича пока более или менее понятна, этим попыткам можно противостоять.
С оговоркой на кровавый разгон студентов ничтожного по размерам евромайдана в ночь на 30 ноября и столкновения 1 декабря под администрацией, до 11 декабря революция в Киеве, точнее попытка таковой, развивалась относительно мирно, даже празднично, и активизировалась по воскресениям. Уже первый массовый выход 1 декабря, в котором принимали участие, по разным оценкам, от 300, 500 и даже 800 тысяч человек, показал, что залог успеха состоит именно в массовости. Милиция в этот день просто сбежала с Майдана и сконцентрировалась под администрацией. Причина в численном перевесе, поскольку весь личный состав милиции во всей Украине в несколько раз меньше. Но уже в этот момент вовсю разразилась проблема категорического непонимания массой и лидерами цели, задач и смысла мероприятия…
Революция — это не гулянка и не провокация
По некоторым данным, столь неожиданный для многих массовый выход граждан на улицы в ответ на избиение студентов поверг режим в шоковое состояние, а некоторые его яркие представители задали вполне обоснованный вопрос: «Почему они не взяли власть?!» Ответ простой: потому что протестующие не знали, что надо брать власть, не понимали, для чего ее брать и что с ней делать! Среди вождей оппозиции не было и по сей день нет никого, кто готов был бы взять власть, и знал бы, как ею пользоваться, хотя многие оппозиционные деятели уже были при власти и занимали в ней высокие посты.
В итоге массовый выход протестующих превратился в народное гуляние. Результатом стало разве только занятие плацдарма на главной площади, но что с ним делать, тоже никто толком не знал и не знает поныне. Поэтому все свелось, как и обычно в подобных случаях, к пению песен и произнесению революционных речей. Был создан некий Комитет сопротивления, но кто в него входит, толком неизвестно, каковы его функции, непонятно, как он работает, неясно, как взаимодействует с регионами — неведомо.
Хуже всего то, что протестующие заняли выжидательно-оборонительную позицию, надеясь услышать от вождей что-нибудь вразумительное о целях и планах. А это самая губительная для революции позиция. Революционная история свидетельствует, что революции тогда только успешны, когда развиваются стремительно и оканчиваются взятием власти, ибо, как справедливо писал классик, главнейшим вопросом любой революции является вопрос о власти.
Лидеры оказались неспособными придать движению необходимую осмысленность и динамику, как минимум, по двум причинам: во-первых, они действительно не представляли и поныне не представляют ни целей, ни задач революции, которую, не задумываясь, объявили; а во-вторых, предшествующая политика лидеров и их партий, а также личные качества вождей хорошо известны гражданам, в связи с чем подавляющее большинство протестующих не испытывают к ним особых симпатий и терпят лишь постольку, поскольку понимают, что возглавлять «движуху» должен хоть кто-то.
Наряду с провозглашением революции, лидеры оппозиции выдвинули еще один, наверное, самый верный и действенный лозунг о всеобщей забастовке. Декабрьскому восстанию 1905-го года также предшествовал призыв ко всеобщей политической стачке. Но удалось тогда это частично: бастовали лишь несколько промышленных центров, но главное, забастовала практически вся Москва. В 2013-м в Киеве и в целом в Украине организация забастовки провалилась. Практика показала, что сто с лишним лет назад народ часто был намного более организованным и солидарным в отстаивании своих интересов, чем сейчас, в эпоху расцвета модерных средств коммуникаций, за исключением разве только пиковых ситуаций вроде нынешнего майдана.
Отсутствие устойчивых традиций повседневного объединения и солидарности привело к печальным последствиям в ночь на 11 декабря 2013 года в Киеве. После всплеска эмоций 1 декабря революционный энтузиазм пошел на спад, а количество людей на площади резко уменьшилось, что усугубилось наступившими морозами и снегом. Исключением стало воскресение 8 декабря, когда на улицы вышли, по разным оценкам, от полумиллиона до миллиона человек. И опять граждане не знали, что делать, и слонялись без дела по центру столицы.
Но что хуже всего, 8 декабря произошла провокация. Имеется в виду снос памятника Ленину оголтелыми национал-радикалами. Это оттолкнуло очень многих граждан, даже тех, кто вождю мирового пролетариата не симпатизировал. Об абсолютной бессмысленности этого деяния говорить едва ли стоит, особенно при наличии реального врага в виде правящей в стране фашизоидной клики.
Существует несколько версий того, кому был выгоден этот идиотизм, окончившийся экстатическими танцами на обломках поверженной скульптуры, отламыванием осколков и целых фрагментов в качестве сувениров на память. В это время почему-то вспомнилась книжка «Тотем и табу», в которой отец-основатель глубинной психологии Зигмунд Фрейд исследовал обычаи и повадки диких племен…
Так вот, эта преступная глупость могла быть выгодной националистам, начиная «Свободой» и оканчивая оголтелыми радикалами. Это могло быть выгодно умеренной оппозиции, чтобы привлечь на свою сторону симпатии граждан, подавляющее большинство которых отрицательно относится к сносу любых памятников, включая памятник Ленину, который ушел в мир иной без малого сто лет назад.
Но больше всего это выгодно власти. Именно это, очевидно, стало причиной того, что милиция не препятствовала разрушению монумента. Более того, складывается впечатление, что этим действом из-за кулис руководили те силы во власти, которые готовили последовавшую попытку разгона Майдана. И цель была достигнута — в понедельник количество митингующих на Майдане уменьшилась до столь критически малой величины, что сравнялось с численностью милицейских контингентов, стянутых для зачистки.
«Полный революционный нуль»
Все это время ничего революционного на Майдане и в окрестностях не делалось. Исключением стало разве только возведение баррикад, которые, в значительной степени, и спасли в ночь на 11 декабря Майдан от полной зачистки, поскольку позволили протестующим продержаться около 8 часов в ночное время малыми силами, пока не стало прибывать подкрепление киевлян, а «менты» не ретировались.
В остальном был «полный революционный нуль». Не надо быть ни стратегом, ни тактиком, чтобы понять, что власть выжидает, собирает силы и готовится к штурму, когда количество людей на Майдане упадет ниже некоей «красной черты». Буквально на глазах у «вождей революции» со всей страны стягивались карательные силы и средства, вплоть до юнцов из милицейских академий, и это само по себе говорило, что сил этих у власти очень мало. В этом смысле могла бы помочь та самая всеобщая стачка, которая могла бы, в частности, заблокировать дороги и воспрепятствовать передвижению милицейских контингентов. Но всеобщая забастовка, повторим, провалилась.
Кстати, это было одной из фатальнейших ошибок во время Декабрьского восстания 1905 года. Тогда расквартированные в Москве воинские части оказались ненадежными и готовыми к выступлению на стороне революции. Генерал-губернатор Дубасов был вынужден их разоружить и держать в казармах под замком. Для подавления восстания были вызваны войска из Петербурга, в частности, лейб-гвардии Семеновский полк. Перемещения тогда происходили по железной дороге. Восставшие не озаботились тем, чтобы перерезать магистраль, подключив к этому бастовавших железнодорожников. Расстрел Красной Пресни артиллерией стал кровавым финалом этой трагедии…
В декабре 2013 года до подобных кошмаров, слава Богу, пока не доходит. Но протестующие ничего не сделали для ведения пропаганды среди частей внутренних войск и «Беркута». Подкармливание передней шеренги оцепления бутербродами — это несерьезно! Кстати, здесь еще одна историческая параллель: известный канадский историк украинского происхождения Орест Субтельный на примере уже революции 1917 года справедливо отмечал, что один умелый агитатор, внедренный в войска противника, часто стоит больше, чем полк или дивизия, если сумеет распропагандировать солдат, убедить их не выполнять преступные приказы, не воевать с такими же, как они сами, их родные и близкие, чем умело пользовались большевики.
Столь часто обращение к прошлому обусловлено тем, что история как раз для того и нужна, чтобы на ней учиться. Как говорил капитан Жеглов, что-нибудь где-нибудь когда-нибудь уже было, нужно лишь отыскать сходные факты, мотивы и действия.
В настоящий момент основания для пропаганды есть железобетонные: солдат бросают против мирных граждан для защиты интересов «преступной власти» и «барышей криминального капитала». При этом, как поговаривают, вояк часто даже не считают нужным кормить, а также предоставить им минимально достаточные бытовые условия.
Поговаривают также, что во время попытки зачистить Майдан 11 декабря в первые ряды часто ставились восемнадцатилетние пацаны-срочники из внутренних войск и курсанты милицейских учебных заведений, а у них за спиной прятался «Беркут», за свои «подвиги» получивший прозвище «Беркут СС».
В итоге проблема пропаганды в войсках решилась сама собой, что, очевидно, стало одной из причин того, что утром 11 декабря милиция и войска спешно отступили с Крещатика. Похоже, в рядах правоохранителей начались шатания. Это подтвердилось вполне правдоподобными слухами о том, что кировоградское подразделение «Беркута» якобы отказалось грузиться в автобусы и ехать в Киев. Генералы засуетились и спешно отвели подразделения, пока «войско не взбунтовалось».
В действиях оппозиционных вождей наблюдалось много того, что 100 лет назад называлось революционной фразой и позерством, а сейчас пиаром. Например, с одной стороны, с трибуны «вожди» говорят, что революция идет полным ходом, а с другой — Юрий Луценко в частных беседах сообщает, что плана действий нет, что у Януковича еще есть шанс, хотя, правда, непонятно, какой именно, а также что идут переговоры с Клюевым, но непонятно о чем. О «теплых» отношениях Луценко с Клюевым, который, по слухам, дирижирует всеми мерзостями, происходящими сейчас, известно давно. Но может, Юре стоило бы вычеркнуть себя из списка «вождей Майдана» и революционеров вообще, а потом вести задушевные разговоры хоть с самим Януковичем или даже с людоедом Бокассой?!
Отличился Тягнибок, который буквально накануне штурма майдана с довольным видом перед телекамерами произвел демонстрационно-показательный осмотр баррикад, аки «пан головний провідник», и нашел их супернадежными, а силы противника ничтожными. И это в то время, когда со всех сторон поступали данные о том, что власть стягивает к центру Киева силы и средства со всей страны.
Вожди оппозиции и сами протестующие многого не учли. Не учли, ведь ни одному слову Януковича и его «нукеров» верить нельзя.
Заграница нам (не)поможет
Зато кое-что сильно переоценили, понадеявшись, что «Запад нам поможет». Впрочем, в то, что у режима хватит ума предпринять попытку зачистить Майдан в то время, когда в Киеве находились верховный представитель по иностранным делам ЕС Кэтрин Эштон и помощник госсекретаря США Виктория Нуланд, не мог поверить никто. Но, с другой стороны, в это не могли поверить рядовые обыватели, а оппозиционные вожди должны были предусмотреть такую возможность, поскольку внутриполитические процессы в Украине находятся под влиянием сильнейших геополитических полей. По сути, сейчас происходит битва за Украину между евроатлантическим и московским империализмами. Вожди Майдана, если они уж самозванно навесили на себя эту почетную (?) роль, особенно Яценюк, успевший поносить «погоны» министра иностранных дел, просто обязаны были предусмотреть, что будет разыгран московский конфронтационный сценарий.
Московский сценарий, похоже, предусматривает два варианта событий либо одновременно, либо по отдельности. Во-первых, гражданский конфликт в Украине с последующим ее расколом. Это любимая тема околокремлевсих «мудрецов» и агентуры Кремля в Украине. Буквально в то время, когда предпринималась попытка зачистить Майдан, кум Путина Медведчук в очередной раз выступил в СМИ с «глубочайшей» идеей о федерализации страны. Во-вторых, масштабные стычки в центре столицы в присутствии западных эмиссаров могли привести к политической изоляции страны, что неминуемо толкнет режим Януковича в объятия Кремля. Похоже, именно эта цель преследовалась. Слава Богу, что до масштабного кровопролития не дошло. Кстати, можно себе представить, как запрыгали бы в этом случае олигархи, имеющие на Западе активы.
Но на Западе это тоже хорошо понимают. Поэтому, несмотря на прозвучавшие у нас и на Западе справедливые требования о необходимости введения экономических санкций против Януковича, его челяди и провластных олигархов, Запад, скрипя зубами, продолжил диалог. Кэтрин Эштон и Виктория Нуланд, вместо развернуться и побыстрее уехать восвояси, остались и, брезгливо морщась, провели встречи с Януковичем, пытаясь убедить его не валять дурака и не сжигать последние мосты на Западе. После этого Янукович выступил с обращением, в котором предложил провести очередной «круглый стол» со своим личным участием в нем, призвав оппозицию не упорствовать в чрезмерных требованиях.
Чего хотим, чего требуем?
Вот только понять требования оппозиции действительно трудно, а уследить за «полетом ее фантазии» практически невозможно. Сначала, вроде бы, речь шла о полной смене власти путем досрочных выборов. Затем вожди якобы от имени Майдана бездарно согласились на отставку правительства, которая была «успешно» провалена в Верховной Раде. Потом уровень еще больше понизился до требований уволить министра внутренних дел Захарченко и наказать виновных в разгоне евромайдана 30 ноября. Но тут наступила очередная попытка разгона Майдана 11 декабря, и Яценюк опять озвучивает следующие требования: требуем все то же, что и раньше, плюс вывести войска из центра Киева, плюс освободить невинно-арестованных. При этом остается непонятным, что имеется в виду под понятием «все то же самое». Правда, выпустили кое-кого из арестованных, и это пока единственная уступка, на которую пошел режим.
В СМИ опять зазвучала идея досрочных президентских и парламентских выборов, на что в ответ уже звучат вопли об отсутствии легитимных оснований. Позволим себе еще раз напомнить то, о чем приходится орать на всех перекрестках уже более 3 лет: в 2010 году в стране был совершен конституционный переворот и узурпация власти. Янукович избирался по другой Конституции, под парламентско-президентскую, а не президентско-парламентскую форму правления и под значительно более низкий уровень полномочий. Этого более чем достаточно, чтобы ставить вопрос о его переизбрании. Для придания легитимности перевыборам парламента и внесения изменений в Конституцию придется повозиться, но, как говорится, было бы желание…
Здесь крайне раздражает умышленное сведение проблемы к формальным юридическим манипуляциям, пусть даже и важным, в ущерб сути. А суть в том, что менять нужно не персонажей во власти и даже не систему власти, а социально-экономический строй, политический уклад и систему общественных отношений.
И вообще, хватит горланить лозунги о «единении с Европой», размахивая при этом евросоюзовскими флажками! Стремление решить острейшие внутренние социальные проблемы при помощи «правильного заграничного дяди или тети» само по себе является свидетельством инфантильности. Слушая лозунги оппозиции, с ужасом приходишь к выводу о том, что если нынешняя оппозиция сейчас придет к власти, то первое, что она сделает, это подпишет с ЕС и МВФ что попало и на любых условиях. В том, что это очень быстро остудит пылкую любовь иных фанатов евроинтеграции, можно не сомневаться — пример Болгарии стоит перед глазами. Но ведь это чревато непредсказуемыми последствиями, вплоть до развала страны. Впрочем, это отдельная тема.
Лозунг «Даешь Евросоюз!» является всего лишь отражением массового недовольства олигархическим строем в стране, социальной несправедливостью, крайним политическим и экономическим неравенством, давлением на малый бизнес, беспределом и коррупцией так называемых правоохранителей и судов. Плюс общий бандитско-фашизоидный характер правящего режима и капитала, являющихся главными работодателями.
Никакая смена персоналий не изменит ситуации, повторим, пока не произойдет коренное изменение социально-экономического строя, политического уклада и общественных отношений, прежде всего, массовой психологии, о которой обычно забывают, но это отдельный сложный вопрос.
Но ни одного разумного лозунга на эту тему услышать от оппозиционных вождей не довелось. Точно так же ничего не говорится об отмене реакционных статей трудового кодекса, о развитии профсоюзного движения, о национализации предприятий и отраслей, представляющих собой монополии и являющихся экономическим фундаментом страны, «командными высотами экономики» и о многом другом.
Зато вовсю звучат набившие оскомину национальные лозунги, которые не просто раздражают своей «недолугістю» в нынешней ситуации, но и откровенно вредят делу. Вопли типа «Слава нації!» и «Смерть ворогам!» в многонациональной и многоязычной стране во время политического кризиса на грани возможного социального противостояния — это гнуснейшая провокация, раскалывающая общество! Если майданные революционеры серьезно пытаются хотя бы сдвинуть с места режим Януковича, они должны поднять Восток и Юг Украины, но если они и дальше будут камлать о «смерти врагов нации», то это может окончиться печально, тем более что желающих раскола страны и гражданского противостояния в ней, повторим, хватает как внутри, так и вовне.
Таковы, если вкратце, основные уроки Декабрьского восстания 2013 года в Киеве.